СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль лабораторной работы при пропедевтики профессиональных компетенции студентов CПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа это один из видов самостоятельной практической деятельности студентов с целью изучения, закрепления и углубления изученного теоретического материала, которая включает в себя:

(1 этап) - выполнения практических заданий (например, на занятиях по учебной дисциплине «Информатика» студенты выполняют задания на персональном компьютере по методическим рекомендациям), применяя те сведения, которые были получены заранее на теоретических занятиях (лекциях),

(2 этап) – демонстрация своих навыков при работе за ПК на последующих занятиях,

(3 этап) - демонстрация компетенции в практической деятельности.

По своему содержанию эта дисциплина включает в себя как теоретические занятия (лекции, семинары и т. п.), так и лабораторные занятия.

Основные функции лабораторной работы [1]:

  • овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования;
  • развитие творческих исследовательских навыков;
  • расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются:

  • преподаватель объясняет студентам задания, отвечает на вопросы группы;
  • студенты самостоятельно выполняют практические или лабораторные работы посредством чтения (изучения материала), практической деятельности (при работе за ПК), распределение частных (индивидуальных, усложненных) заданий среди студентов группы;
  • консультации преподавателя в процессе обучения (выполнения лабораторной работы);
  • обсуждение и оценка полученных результатов студентами;
  • письменный или устный отчет о выполненных заданиях.

Лабораторные работы по своему содержанию могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведение учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, порядок выполнения работы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература. По учебной дисциплине «Информатика» используется в основном этот вид лабораторных работ. Студенты четко знают, что им необходимо сделать и строго следуют по намеченному плану (например, «Технология создания веб – сайта» или «Создание обучающего видеоролика» по различной тематике). Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуют от них самостоятельного выполнения предложенной работы, способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Этот способ используется достаточно редко, так как требует от студентов достаточно большой подготовки, высокого уровня овладения данной темой, практических навыков и т. п.

Ввиду этого многим студентам достаточно сложно выполнить эту работу самостоятельно, не прибегая к помощи преподавателя (который в свою очередь дает краткие указания по выполнению данной работы, что приводит к частично репродуктивному виду лабораторной работы). Например, при изучении темы «Кодирование информации» возможно использование данного вида лабораторной работы, так как на теоретических занятиях весь вышеизложенный материал был изучен, закреплен и в выполнении лабораторных и практических работ затруднений у студентов не должен вызывать. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания на практике. Чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности студентов необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ. Наиболее используемые формы организации работы учащихся на лабораторных работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно, это главное условие лабораторных работы, для того, чтобы получить практический навык индивидуально независимо от других студентов и применить этот опыт на практике.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ требуется:

  • четкое определение цели и задач при выполнении лабораторных изученной темы заранее,
  • наличие кратких теоретических сведений для студентов, напомнить им некоторые ключевые моменты данной темы,
  • наличие краткой инструкции при выполнении лабораторной работы,
  • следить за ходом выполнения лабораторной работы, чтобы в нужный момент помочь студентам, в некоторых моментах даже может углубить полученный материал,
  • частичное использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе (так как этот способ лишь повышает уровень интеллектуального развития и нахождения, нестандартных способах решения поставленной задач, и наилучший способ это - метод проектов),
  • применение только индивидуальных форм работы, не допускать совещание или помощи другими студентами при выполнении лабораторной работы,
  • эффективное использование времени, отводимое на лабораторные работы, подбором дополнительных задач и заданий для учащихся, работающих в более быстром темпе.

Лабораторная работа по учебной дисциплине «Информатика», с применением пропедевтического подхода можно разделить на 3 больших класса:

  • изучение первоначальных теоретических сведений по профессиональным учебным дисциплинам на занятие по информатике, например, на лабораторных занятиях изучается тема: «Система автоматизированного проектирования», т.е. изучаются первоначальные сведения САПР в упрощенном виде, понятным студентам и выполняется лабораторная работы по данной теме. Даются первоначальные теоретические сведения по профессиональной дисциплине, которая на последующих курсах активно используется;
  • применение профессиональных программ на практике, необходимых для изучения в последующем на профессиональных учебных дисциплинах или профессиональных модулях, например, подробное изучение профессиональной программы по созданию чертежей КОМПАС 3-D.
  • использование элементов профессиональных таблиц, диаграмм, чертежей, маркировок сплавов металлов и т. д. в лабораторных работах, например при изучении темы: «Microsoft Office Word», даются элементы таблицы маркировки сплавов с разъяснениями и конкретными примерами, взятыми из профессиональной литературы по данной учебной дисциплине.

Таким образом, формируется целостная картина обучение по данному подходу (пропедевтический подход), которая состоит из «теоретического материала по дисциплине «Информатика» + теоретического материала профессиональной направленности спецдисциплин, лабораторной работы по дисциплине «Информатика» + добавление элементов практических заданий на ПК дисциплин профессионального цикла».[2]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. Долженко О.В. – М.; 1986.
  2. Статья. Пропедевтика профессиональных компетенции учащихся учреждений СПО при изучении учебного предмета «Информатика» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. http://www.science-education.ru/120-16319.
Категория: Информатика
14.06.2021 11:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!