СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности студента, как патриотизм, выражающегося в любви к «малой родине», гордости за неё, весьма приоритетно. Патриотические чувства формируются с самого раннего возраста и, хотя в течение всей жизни могут видоизменяться, трансформироваться, укрепляться или ослабляться (в зависимости от жизненных обстоятельств), но не могут исчезнуть бесследно. Необходимо с самого раннего детства в семье, в учебных учреждениях «взращивать» и укреплять чувства патриотизма, внедрять и культивировать региональный компонент.
В электромеханическом техникуме, где я работаю, совместно с коллегами и студентами мы постоянно проводим мероприятия, посвящённые жизни и деятельности наших великих земляков: композитора Георгия Свиридова, писателей Евгения Носова, Константина Воробьёва, Аркадия Гайдара, поэтов Николая и Вадима Корнеевых, скульптора Николая Криволапова, известного музыканта и джазмена Леонида Винцкевича, а также изучали и продолжаем изучать историю нашего техникума, организовывали встречи со знаменитыми выпускниками нашего техникума – вратарем футбольной команды «Авангард» Валентином Бурцевым, историком-краеведом, писателем Владимиром Степановым и др.
Что вспоминают студенты после окончания учебы в техникуме об уроках иностранного языка? Правила грамматики, основы спецперевода, аннотации к курсовым проектам на языке?! Да, это очень важно в дальнейшей деятельности и учебе, но в памяти по их словам остаются только самые интересные уроки по краеведению, страноведению на иностранном языке, а также творческая работа по подготовке к ним. Изучение краеведческого материала на уроках иностранного языка «взращивает патриотизм», повышает у студентов интерес к истории, традициям своего края, расширяет кругозор. Задача преподавателя иностранного языка – найти оптимальные приёмы введения языкового образования, которые помогают реализовать основную воспитательную задачу – формирование у студентов чувства патриотизма. Кроме того, введение и употребление краеведческого материала оказывает положительное влияние на практическое овладение иностранным языком: обогащает словарный запас, развивает речевые умения! Одним из примеров таких уроков может служить урок английского языка «Such a native and a strange town»– «Такой родной и незнакомый город». Конечно, студентам было интересно принимать участие в этом уроке. Но самое главное и интересное – это подготовительная работа к уроку. Студенты изучили краеведческие и архивные материалы. На этом этапе четко прослеживается формирование социокультурной компетенции. Студенты познакомились с историей возникновения главной площади нашего города – «Красной» в разные периоды развития города, нашей главной Московской улицы в прошлом– теперешней улицы Ленина.
Но самое интересное – это изучение фактов о пребывании царских особ, знаменитых писателей, поэтов, композиторов; изучение истории некоторых зданий, знакомых с детства. Наличие регионального компонента вызывает особый интерес при изучении лексического, архивного, исторического материала, пробуждает, несомненно, чувство гордости за прошлое и настоящее нашей Малой родины. Большой интерес при подготовке к уроку вызывают экскурсии. Студенты посетили дом-музей наших знаменитых земляков: известного астронома Федора Семенова и его внука, ученого-самоучки Анатолия Уфимцева. Здесь студенты познакомились не только с биографиями ученых, но и с их интересными открытиями. По всему Курску были установлены фонари конструкции Уфимцева. Было изобретено трехколесное шасси для сфероплана, авиационный винт для двухтактного двигателя. За свои изобретения Уфимцев получил при жизни более 30-ти патентов. Все эти материалы послужили основой исследовательско-проектной деятельности студентов. Некоторые факты биографии и открытия вызвали живой интерес у студентов-электромехаников, так как это связано с их будущей профессиональной деятельностью. Здесь очень четко прослеживаются тесные междисциплинарные связи с историей, литературой, физикой, астрономией, со спец. дисциплинами «электротехника», электрические машины. Таким связующим пунктом явилось посещение «Музея курского трамвая» при курском ТТУ.
Здесь студенты познакомились не только с историческими данными из истории первого электрического трамвая, но и узнали об его устройстве, а также об отличии его от сегодняшнего трамвая и троллейбуса. Здесь идет введение активной лексики, необходимой для студентов–электромехаников.
to electrify |
[i’ lektrifai] |
электрифицировать |
electricity |
[elektrǐciti] |
электричество |
electric |
[ilecktrik] |
электрический |
tram |
[træm] |
трамвай |
trolleybus |
[trōlib⋀s] |
троллейбус |
На данном этапе наряду с лингвистической компетентностью также прослеживается формирование профессиональной компетенции.
Это уже начало подготовки к обучению технического перевода. Создание проектов создает обстановку для работы в парах, работы в группах: все это, а также составление диалогов на заданную тему с употреблением лексики, вызывает особый интерес! На этапе урока «Таинственные места нашего города»–«Mysterious places of our town» студентам была предложена новая тема: «Палаты воевод Ромодановских», где в результате изучения исторических очерков, архивного материала студентам предлагалось сделать выводы: «Существовал ли факт пребывания Степана Разина в палатах воевод?», «Существовали ли подземные переходы от палат к Нижне-Троицкой церкви?» Эти творческие задания данного проекта включают в себя стратегическую и дискурсивную компетенции, побуждают студентов к мыслительной деятельности, активизируют ее, пробуждают интерес к решению этих исторических загадок, через английскую лексику вызывают интерес к изучению языка. Человеку так свойственно верить в сказки и легенды, что поневоле он свыкается с ними. После посещения Курского археологического музея образовались разные мнения, разные взгляды на недоказанную историческую ситуацию. Новое задание послужило созданию новых речевых ситуаций в кратких диалогах и сообщениях. И хотя студенты не нашли ответы на вопросы, но «золото гуннов» нашли.
Такие мероприятия и уроки помогают воспитать не только квалифицированного специалиста, но и человека с высоким чувством нравственности и патриотизма. Тем более что история курского края так богата историческими событиями и творческими личностями, что является большим потенциалом для изучения регионального компонента.
© 2019, Белошапкина Елена Алексеевна 329