СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное воспитание.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит её содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
1.Задачи музыкального воспитания
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
1.Развитие музыкального восприятия метроритма;
2. Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
3. Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать её;
6. Расширение музыкального кругозора детей.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца.
Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьёзный творческий подход к работе.
2.Обязанности концертмейстера
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
1. Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
2. Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию; 3. Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
4. Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально – образованные дети намного выразительнее в танцах.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта-концертмейстера. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринуждённости и взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся.
3.Подбор музыкального произведения
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:
1. характеру;
2. темпу;
3. метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
4. форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры.
Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождения рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений.
4.Методы работы
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:
1. наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
2. словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
3. практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:
1. выделять в музыке главное;
2. передавать в движении различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).
Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
5.Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках хореографии.
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи:
1. ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами,
2. научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства.
Второй этап– формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи:
1. умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,
2. воспринимать и передавать настроения музыки в движении;
3. координация слуха и характера движений.
На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приёмы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идёт тщательная подборка музыкального материала для каждого движения в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента.
Он ставит следующие задачи:
1. эмоционально-выразительное выполнение упражнений; 2. развитие самостоятельной творческой активности детей.
На этом этапе закрепляется всё то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным.
Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные перед ними задачи, опираясь на приобретённые навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать её. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.
. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведётся концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. На первом году обучения дети занимаются ритмикой. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.
В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются не большие и не сложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку.
Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Остановимся на принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков хореографии. Экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и по ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия несложной, доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента или при соединении различных упражнений в единую комбинацию.
6. Принципы подбора музыкальных фрагментов.
Музыкальные фрагменты должны обладать следующими свойствами:
1.Квадратность.
2.Определенный ритмический рисунок и темп.
3.Наличие затактов.
4.Темповые и метрические особенности.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется ещё раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.
© 2017, Торопова Любовь Сергеевна 1132