СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль игровой деятельности в обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый педагог, работающий в начальной школе, в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Результаты психологических исследований класса и мои наблюдения за учебным процессом показали необходимость исследования темы познавательного интереса и игровой деятельности, как одному из способов повышения.

Мои исследования показали: § Многие дети не посещали детский сад. В играх предпочитают подвижный компонент, большая часть детей претендуют на роль лидера, не любят уступать и проигрывать. В случае неудачи, быстро теряют интерес к занятию, предпочитают переключиться на другую деятельность. § В классе много учеников с несформированным произвольным компонентом деятельности. Им трудно принять задачу, включиться в поиск решения, любые незначительные факторы уводят их в сторону. § Высока степень утомляемости. На уроках постоянно приходиться использовать методы активизации внимания, снятия напряжения. § Большинство детей воспитываются в атмосфере гиперопеки. Они не привыкли к самостоятельной деятельности, ждут постоянных указаний, помощи со стороны взрослого. Привыкли действовать по образцу, шаблону. В учебной деятельности такие дети испытывают затруднения.

Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра на уроке должна обладать чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. 3. Учебный материал используется в качестве её средства. 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых. 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Опробованные мною игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Ведь один из важнейших компонентов учебной деятельности — учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре. Использование игровой деятельности на уроках в моей практике, позволило: § ученикам по-новому взглянуть на традиционные задания для этих уроков, § благодаря живым мыслям и чувствам учеников создавать устные и письменные высказывания, § создать благоприятные условия для детского творчества, § обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности, § развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах, § повысить познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. Дидактические игры.

Тема: «Звуки и буквы».

Тема урока: «Алфавит».

Игра «Птичий алфавит».

Задача: активизация словаря по теме «Птицы»; знать алфавит.

Задание. Ребятам предлагается подобрать названия птиц по алфавиту.

Ход игры:

Голосами птичьими

пусть весело звенит

правильно составленный

птичий алфавит.

Ребята по очереди называют птиц по алфавиту: а-аист, б-беркут, в-ворона и т.д.

Трудность состоит в том, что нужно вспомнить не только название той или иной птицы, но и знать алфавит. Ребята, которые не могут дать ответ, постепенно выбывают из игры. Победителем становится тот, кто останется в игре последним.

Темы игры могут быть разными: «Растительный алфавит», «Профессии» и другие.

Тема: «Предложение» (повторение)

Тема урока: «Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения».

Игра «Волшебное предложение»

Задача. Учить выделять предложения голосом, развивать выразительность речи.

Задание. Учащимся предлагается прочитать одно и то же предложение по-разному: сначала, как повествовательное, потом, как вопросительное, а затем, как восклицательное.

Для данного задания подбираются фразы из текста песен. Например, «В лесу родилась елочка…», «От улыбки станет всем светлей…». Ребята по очереди читают фразы, затем всем классом выбирается победитель.

Можно предложить и такую игру.

Игра «Волшебная песенка».

Задание. Ребятам предлагается текст песни, например, «В лесу родилась елочка». Первую строфу они читают как повествовательное предложение, вторую – как вопросительное, третью и четвертую – как восклицательное. Победителем становятся три лучших чтеца.

На уроках математики я использую следующие виды работ:

«Сосчитайка» – устный или письменный устный счёт.

«Отвечайка, повторяйка» - дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

«Помогайка» - работа в парах.

«Думайка» - решение задач по выбору, по вариантам.

« Соображайка» - решение задач на опережение, повышенной трудности.

«Знайка» - изучение нового материала.

«Поиграйка» - математические игры.

« Выбирайка» - при закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Эти этапы – станции я использую при разработке игр – путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх – путешествиях повышается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – ни одного скучающего на уроке. Игры закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

12.10.2015 22:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!