СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и

как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И. Кант

Одной из задач, стоящей перед современной образовательной школой, является воспитание человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, другими словами, заниматься самообразованием. Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Одной из составляющих самостоятельной работы является домашняя учебная работа, без которой процесс овладения знаниями протекать успешно не может.

Сущность домашней работы заключается в том, что она состоит в самостоятельном выполнении заданий по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, способствует развитию творческих способностей, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции:

- выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он не усвоил какую-то довольно сложную тему;

- стимулирование познавательного интереса обучающегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме;

- развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. А любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся.

Домашняя работа представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. Она дополняет деятельность обучающихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью обучающихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежуток времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется. Кроме того, в отличие от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий дома могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, искать объяснения незнакомых терминов в словарях, уточнять какие – либо положения в других источниках и т. п.

Виды домашних заданий

Домашняя работа является продолжением работы обучающихся в классе.

Выделяют несколько направлений, по которым классифицируют домашние задания:

      • устные и письменные;
      • репродуктивные и продуктивные (воспроизводящие, конструктивные (реконструктивно-вариативные), эвристические и творческие;
    • обязательное и по желанию;
    • общие, дифференцированные и индивидуальные;
    • регламентированные и без установленного срока;
    • комбинированные;
    • связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний.

Ясно, что каждый вид заданий преследует ту или иную цель

В своей практике я использую различные виды домашней учебной работы. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности учащихся. Самостоятельность в постановке и решении проблемы – существенные признаки творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей, выводящих к конкретному результату. Мои ученики занимаются мини-проектами по различным темам, делают сообщения, доклады. Основные цели творческих домашних заданий: научить учащихся пользоваться дополнительной литературой, выделять главное из общей информации, воспитание эстетической культуры, получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Я работаю в школе всего восьмой год и всё больше убеждаюсь в том, что продуманное, взвешенное интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное учителю русло, подготовит восприятие нового материала. От задания незадолго перед звонком или по звонку стоит отказаться. Потому что это ведёт к следующему: домашнее задание не фиксируется ребятами или фиксируется частично и не всеми; у школьников нет возможности задать вопросы; учитель не может дать необходимых пояснений, и вынужден отказаться от мотивации. Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. По объёму домашние задания не должны превышать допустимых нагрузок. Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки в выборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся. Главная проблема, чтобы учащиеся, окончив школу, сохраняли потребность в постоянном самообразовании. Домашние задания, по существу, – ключ к решению этой проблемы.

Учебная домашняя работа способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия. Таким образом, самостоятельная домашняя работа обучающихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Велика роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности обучающегося.

Итак, в пользу задавания домашнего задания можно сказать следующее:

1) домашнее задание служит развитию свойств личности, что входит в задачи обучения;

2) если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств;

3) на дом задается задание, которое нежелательно или нецелесообразно выполнять на уроке.

Заключение. Домашнее задание - необходимая часть процесса обучения

Обучение – двусторонний процесс: в нем участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно связана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику. Так, при непосредственном участии учителя, ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определенные навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом и приёмами самостоятельной работы, дома усваивает этот материал, закрепляет его в памяти, совершенствует навыки работы над учебными книгами, приучается к планомерной деятельности, упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности. Таким образом, без домашних заданий учебная деятельность не только мало эффективна, но часто и не возможна.

Категория: Физика
01.04.2019 22:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!