СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За прошедшие годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Война…
Страшная Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Но страшнее всего сочетание слов Дети и война!
При слове «война» нам представляются смерть и разрушения. Перед страшным ликом войны все равны.
Но детям было хуже, чем взрослым. Война изменила их судьбы, разрушила светлые мечты, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Дети особенно страдали в той войне. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Актуальность работы
С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, война героическая, победоносная!
Все большую роль в нашей сегодняшней жизни играет память о ней.
Воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее.
Мы должны знать имена и подвиги наших сверстников -маленьких героев большой войны.
Новизна работы заключается в том, что изучение исторического события осуществляется путем применения исторического материала, в котором сами очевидцы событий рассказывают о войне.
Источниками работы стали фонды -краеведческого музея, воспоминания жителей района, письма с фронта.
Объектом исследования является жизнь детей, принимавших активное и косвенное участие в войне.
Предметом исследования является военное детство моих сверстников в годы тяжких испытаний, их вклад в Победу нашего народа.
На основании вышесказанного я поставила перед собой следующую
Цель, которую вы видите на экране.
Прежде, чем приступить к данному проекту, мы с руководителем провели подготовительную работу задачи которой заключались в следующем:
Перед вами Методы моей работы и Гипотеза.Среди наших учащихся мы провели анкетирование, чтобы узнать, насколько они владеют информацией о судьбах своих сверстников в годы войны. Результаты мы видим на экране.
В нормальном человеческом понимании, дети – это жизнь, будущее, мир, любовь, радость, счастье, семья, Родина.
И это все то, чего были лишены дети войны.
Работая над проектом, мы постарались выяснить, в чем заключалась деятельность наших земляков- детей войны.
Очередным этапом работы стало посещение городского краеведческого музея, работа с архивом.
Результаты посещения оказались плодотворными.
В архивах музея мы нашли материал о Соколовой Марии Тимофеевне -
-Марийке, как ласково её называли, которая во время войны в свои 13 лет помогла местным партизанам взорвать склад немецких боеприпасов на маслозаводе.
Встреча с очевидцем тех страшных событий Садовым Вилианом Сергеевичем останется в нашей памяти надолго. Мы долго готовились к ней, тщательно продумывая вопросы, боясь разбередить старые раны.
ФИЛЬМ
Дети войны, герои войны…
У детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. «Всё для фронта! Всё для победы!» - девиз 12-летних мальчишек и девчонок огненных сороковых…
В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах.
Когда опустели цеха заводов, (много рабочих ушло на фронт), тогда на заводы пришли женщины и подростки. Женщины сказали: - Мы заменим наших мужей.
А подростки сказали: - Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.
Сутками трудились ребята на заводах,фабриках.
-14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
-Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей, заготавливали лекарственное сырье.
-В школьных пошивочных мастерских дети шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.
Невозможно подсчитать - сколько было сшито и отправлено кисетов для солдат на фронт!
-Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным.
-Но и сами дети писали письма своим отцам на фронт, которые читать без слез нельзя.
Вот как поздравил с наступающим 1943 годом своего отца Леонида Боярова из Омска его 15-летний сын Альберт.
«Папа, поздравляю с Новым годом.
Громите фашистов так, чтобы гитлеровская армия больше не существовала на земном шаре. Папа, ты знаешь о моих похождениях. Побывал на Дальнем Востоке, хотел попасть в морской экипаж добровольцем. Не приняли. Говорят, подрасти еще годок. Молодой, 1928 год не берем… Папа, все-таки я хочу написать вторичное письмо командиру экипажа, пусть возьмут добровольцем. Хочу на фронт. И тебя прошу: напиши-ка ему письмо с просьбой».
-Дети ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин
-Многие маленькие герои, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах.
-Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей.
На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки.
Вот имена некоторых из них: (на экране)
А сколько еще таких мальчишек и девчонок, в не по росту гимнастерках и шинелях встало на защиту Советской Родины, которая олицетворялась в их красных галстуках и октябрятских звездочках и, конечно, в настоящих медалях, которые они получали!
Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо - стали Героями Советского Союза:
Взгляните на этих мальчиков. Они – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в первые дни мира. Двое из них были на фронте, они защищали свой город с оружием в руках. За мужество, за храбрость их наградили медалями.
У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мерз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – помогал делать снаряды. Его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Маленькие герои! Они уже ни один день идут фронтовыми дорогами со своими сослуживцами! А сколько будет еще пройдено, пока не дойдут до фашистского логова – Берлина, до рейхстага! Может и они распишутся на его стенах?
Перед нами уникальный снимок - маленький боец расписывается на здании Рейхстага
Когда нынешний подросток – юноша или девушка – оглядывается вокруг со своим неизбежным вопросом «делать жизнь с кого?» Так не с бывших - ли сынов и дочерей полков? Ведь они пример - сложной судьбы, взросления в условиях войны. И они – эти подростки победили самого страшного врага, потому, что верили и жили только Победой.
Вывод
Я живу в мирное время, и как больно представить мне тех детей, которые жили в годы войны. Им выпала трудная судьба.
Но они жили, не задумываясь о причинах того, почему им так несладко. Они просто жили, просто воспринимали то, что происходило, страдая вместе со всей страной.
Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы.
Попробовала показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”.
Сколько понимания и доброты вмещало детское сердце, по зову которого дети военной поры вставали рядом со взрослыми и разделяли с ними все тяготы и лишения.
Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?
Я убеждена: необходимо!
Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее!
И в заключении я хочу сказать
Несомненно, что данная тема исследования актуальна и требует дальнейшего изучения.
Знакомясь с судьбами людей, я открыла много нового и неизвестного для себя.
Знания об этих лишениях и страданиях наших бабушек и дедушек в годы войны, их героическом труде во имя Победы, дают нам возможность гордиться нашими предками, раскрывают многие черты характера, которые надо в себе вырабатывать уже в детстве: трудолюбие, ответственность, силу воли.
Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не станет. Мы с большим уважением и заботой должны относиться к этим людям. Нам есть чему у них поучиться.
Поэтому, практическое значение моей работы заключается в том, чтобы познакомить со своим исследованием как можно больше людей.
Материалы моего исследования можно использовать для проведения классных часов, уроков истории и экскурсий.
© 2018, Янель Лидия Николаевна 6691