СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль детей в Победе в Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За прошедшие годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Война…

Страшная Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Но страшнее всего сочетание слов Дети и война!

При слове «война» нам представляются смерть и разрушения. Перед страшным ликом войны все равны.

Но детям было хуже, чем взрослым. Война изменила их судьбы, разрушила светлые мечты, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Дети особенно страдали в той войне. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Актуальность работы

С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, война героическая, победоносная!

Все большую роль в нашей сегодняшней жизни играет память о ней.

Воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее.

Мы должны знать имена и подвиги наших сверстников -маленьких героев большой войны.

Новизна работы заключается в том, что изучение исторического события осуществляется путем применения исторического материала, в котором сами очевидцы событий рассказывают о войне.

Источниками работы стали фонды -краеведческого музея, воспоминания жителей района, письма с фронта.

Объектом исследования является жизнь детей, принимавших активное и косвенное участие в войне.

Предметом исследования является военное детство моих сверстников в годы тяжких испытаний, их вклад в Победу нашего народа.

На основании вышесказанного я поставила перед собой следующую

Цель, которую вы видите на экране.

Прежде, чем приступить к данному проекту, мы с руководителем провели подготовительную работу задачи которой заключались в следующем:

Перед вами Методы моей работы и Гипотеза.Среди наших учащихся мы провели анкетирование, чтобы узнать, насколько они владеют информацией о судьбах своих сверстников в годы войны. Результаты мы видим на экране.

В нормальном человеческом понимании, дети – это жизнь, будущее, мир, любовь, радость, счастье, семья, Родина.

И это все то, чего были лишены дети войны.

Работая над проектом, мы постарались выяснить, в чем заключалась деятельность наших земляков- детей войны.

Очередным этапом работы стало посещение городского краеведческого музея, работа с архивом.

Результаты посещения оказались плодотворными.

В архивах музея мы нашли материал о Соколовой Марии Тимофеевне -

-Марийке, как ласково её называли, которая во время войны в свои 13 лет помогла местным партизанам взорвать склад немецких боеприпасов на маслозаводе.

Встреча с очевидцем тех страшных событий Садовым Вилианом Сергеевичем останется в нашей памяти надолго. Мы долго готовились к ней, тщательно продумывая вопросы, боясь разбередить старые раны.

ФИЛЬМ

Дети войны, герои войны…

У детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. «Всё для фронта! Всё для победы!» - девиз 12-летних мальчишек и девчонок огненных сороковых…

В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах.

Когда опустели цеха заводов, (много рабочих ушло на фронт), тогда на заводы пришли женщины и подростки. Женщины сказали: - Мы заменим наших мужей.

А подростки сказали: - Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.

Сутками трудились ребята на заводах,фабриках.

-14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

-Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей, заготавливали лекарственное сырье.

-В школьных пошивочных мастерских дети шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.

Невозможно подсчитать - сколько было сшито и отправлено кисетов для солдат на фронт!

-Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным.

-Но и сами дети писали письма своим отцам на фронт, которые читать без слез нельзя.

Вот как поздравил с наступающим 1943 годом своего отца Леонида Боярова из Омска его 15-летний сын Альберт.

«Папа, поздравляю с Новым годом.

Громите фашистов так, чтобы гитлеровская армия больше не существовала на земном шаре. Папа, ты знаешь о моих похождениях. Побывал на Дальнем Востоке, хотел попасть в морской экипаж добровольцем. Не приняли. Говорят, подрасти еще годок. Молодой, 1928 год не берем… Папа, все-таки я хочу написать вторичное письмо командиру экипажа, пусть возьмут добровольцем. Хочу на фронт. И тебя прошу: напиши-ка ему письмо с просьбой».

-Дети ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин

-Многие маленькие герои, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах.

-Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей.

На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки.

Вот имена некоторых из них: (на экране)

А сколько еще таких мальчишек и девчонок, в не по росту гимнастерках и шинелях встало на защиту Советской Родины, которая олицетворялась в их красных галстуках и октябрятских звездочках и, конечно, в настоящих медалях, которые они получали!

Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо - стали Героями Советского Союза:

Взгляните на этих мальчиков. Они – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в первые дни мира. Двое из них были на фронте, они защищали свой город с оружием в руках. За мужество, за храбрость их наградили медалями.

У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мерз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – помогал делать снаряды. Его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Маленькие герои! Они уже ни один день идут фронтовыми дорогами со своими сослуживцами! А сколько будет еще пройдено, пока не дойдут до фашистского логова – Берлина, до рейхстага! Может и они распишутся на его стенах?

Перед нами уникальный снимок - маленький боец расписывается на здании Рейхстага

Когда нынешний подросток – юноша или девушка – оглядывается вокруг со своим неизбежным вопросом «делать жизнь с кого?» Так не с бывших - ли сынов и дочерей полков? Ведь они пример - сложной судьбы, взросления в условиях войны. И они – эти подростки победили самого страшного врага, потому, что верили и жили только Победой.

Вывод

Я живу в мирное время, и как больно представить мне тех детей, которые жили в годы войны. Им выпала трудная судьба.

Но они жили, не задумываясь о причинах того, почему им так несладко. Они просто жили, просто воспринимали то, что происходило, страдая вместе со всей страной.

Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы.

Попробовала показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.

Есть поговорка: “На войне детей не бывает”.

Сколько понимания и доброты вмещало детское сердце, по зову которого дети военной поры вставали рядом со взрослыми и разделяли с ними все тяготы и лишения.

Ну а те, что выросли в послевоенном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет?

Я убеждена: необходимо!

Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее!

И в заключении я хочу сказать

Несомненно, что данная тема исследования актуальна и требует дальнейшего изучения.

Знакомясь с судьбами людей, я открыла много нового и неизвестного для себя.

Знания об этих лишениях и страданиях наших бабушек и дедушек в годы войны, их героическом труде во имя Победы, дают нам возможность гордиться нашими предками, раскрывают многие черты характера, которые надо в себе вырабатывать уже в детстве: трудолюбие, ответственность, силу воли.

Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не станет. Мы с большим уважением и заботой должны относиться к этим людям. Нам есть чему у них поучиться.

Поэтому, практическое значение моей работы заключается в том, чтобы познакомить со своим исследованием как можно больше людей.

Материалы моего исследования можно использовать для проведения классных часов, уроков истории и экскурсий.

09.03.2018 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!