СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению единого областного Урока Воинской Славы
«Отчизны славные сыны»
на основной ступени обучения в образовательных организациях
Главная цель урока: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию обуучающихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.
Задачами урока для всех ступеней общего образования являются:
формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941- 1945 г, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
развитие у школьников чувства гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;
формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и
государства.
Форма урока: информационный час.
Сценарный план урока
№ |
Время |
Деятельность |
|
1. |
Организационный блок (проходит через весь урок) |
Включает: Определение: - целей, задач и ожидаемых результатов; - краткий план занятия (в виде пунктов или основных вопросов для рассмотрения); - основных понятий. Ресурсы и дополнительные материалы. Инструкции и пояснения (в виде разъяснений, заданий). Вводное слово учителя (в тезисной форме). Распределение по группам. Выработка правил работы (определение норм и процедур). Конструирование пространства (мебель, оформление, сопровождение урока) |
|
2. |
Мотивация |
15 минут |
Чтение стихотворения на фоне показа видеоролика или выступления приглашенного гостя. Показ видео – ролика или чтение отрывка из произведения. |
3. |
Основная часть |
20 минут |
Урок информационный час. Работа с новой информацией. |
4. |
Завершающий блок |
5 минут |
Оценочные вопросы (для проверки отношений, ценностных установок) – ориентированы на собственное отношение, занятие определенной позиции, понимание смысла. Выступление гостей |
5. |
Рефлексия |
5 минут |
Специфическими задачами урока для основной школы являются:
развивать у школьников чувство гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во Второй мировой войне, спасший Европу от фашизма;
формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;
с использованием мультимедийных средств, подготовленных школьных проектов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, закрепить знания учащихся о Великой Отечественной войне как о важнейшее историческом событии в жизни нашего народа.
Ценностными ориентирами при подготовке открытого урока являются формирование гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.
Формы организации единого урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали, формированию чувства гордости за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся основной школы будут следующие виды
деятельности:
встречи с представителями различных ветвей власти, с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни, родителями – воинами Российской Армии;
участие в экскурсии по школьному музею;
участие в групповой работе по обсуждению материалов о Великой Отечественной войне;
усвоение общего смысла того, что означает «Память народа», понимание значимости героического подвига народа;
подготовка небольшого сообщения о людях-участниках великих сражений.
Уроки должны содействовать сохранению исторической преемственности
поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому наследию. Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Историческая память необходима для становления государственности, гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Очень важно на уроке, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, возродить у обучающихся память о тех событиях, помочь
понять значимость всенародного подвига. Таким образом, урок должен эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности, поэтому важно организовать его так, чтобы на нем сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная работа; использовались разные виды деятельности (чтение, письмо, беседа, просмотр фрагментов из фильмов, рисование и т.п.).
Дидактические материалы: DVD-диски, подготовленные для проведения урока, картины художников - баталистов, рисунки обучающихся.
Технические средства обучения: видео - проектор, интерактивная доска.
Использованные компоненты УМК: методические рекомендации для учителя.
Организационная часть: Вводное слово учителя (в тезисной форме).
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со
Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех
великих, героических лет. Наше Отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на знания, имеющийся опыт обучающихся.
Используя метод подводящего диалога, учитель выстраивает логическую цепь: Родина – Россия - Война - Победа – Подвиг советских людей – Память.
Организационная часть проходит через все этапы урока.
Мотивация на данном уроке может быть проведена в любой форме. Это может быть показ видеоролика с сюжетом из военной хроники или художественного фильма. Это может быть слайд – монтаж, на котором представлены фрагменты плакатов, рисунков, портретов участников Великой Отечественной войны. Это может быть выступление гостя урока. Участникам занятия предлагается рассмотреть, например, плакаты, которые помещены на слайде, и высказать точку зрения на то, что на нем изображено. А затем учитель может открыть выставку рисунков обучающихся.
Основная часть урока
Далее учитель может рассказать об основных этапах войны и ее героях. Он говорит о том, что много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Далее учитель, используя прием подводящего диалога, подводит ребят к пониманию героизма советских людей.
Учитель может спросить у школьников: Знаете ли вы, кто такие Зоя Космодемьянская, Василий Клочков и многие, многие другие? В чём, собственно, заключается их подвиг?
Важно на уроке показать примеры мужества как на фронте, так и в тылу, что поможет возродить память, понять значимость подвига всех людей.
Конечно, нельзя обойти вниманием и жертвы фашизма.
Расскажите ребятам о жертвах Холокоста, концентрационных лагерей, где вместе со взрослыми погибали дети. Особое место в обсуждении отведите и подвигу людей Блокадного Ленинграда.
Главная мысль этого этапа урока: «Нельзя допустить, чтобы весь этот ужас повторился».
Завершающий этап
На этом этапе урока учитель ставит оценочные вопросы (для проверки отношений, ценностных установок), ориентированные на формулировку собственного отношения к проблеме, занятие определенной позиции, понимание смысла:
Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?
Как Вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны?
На каких принципах, по Вашему мнению, должно строиться сотрудничество разных народов, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?
Подвести итог работы в классе могут как сами обучающиеся, так и приглашенные гости.
В своем выступлении гости должны акцентировать внимание на том, что Россия - многонациональная страна, что край, в котором мы живем, тоже многонациональный, что, какой бы мы ни были национальности, мы все равны. И сберечь мир между людьми разных национальностей - задача всех людей, и детей в том числе. Нужно уметь дружить и уважать друг друга.
Рефлексия.
Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе урока, расширилось ли их представление о Великой Отечественной войне. В заключительном слове учитель говорит о том, что идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в истории.
Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны бережно относиться к ним, не забывать о них и помогать во всем.
© 2015, Тюттерина Наталья Викторовна 785