СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации будущим классным руководителям 5 - х классов по итогам психодиагностического исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации классному руководителю 5 – А класса

Как известно, процесс перехода младшего школьника в среднее звено сопровождается некими трудностями, в частности, в адаптации. Во избежание этих трудностей был проведен мониторинг психического развития учеников 4 класса, в результате которого был выявлен ряд индивидуальных особенностей детей, на основе которых были составлены рекомендации.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тре­вожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному по­ложению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. Прежде всего, классному руководителю необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

Высокий уровень школьной тревожности в 4 –А классе был выявлен у 2 человек. Однако работа здесь должна вестись в двух направлениях: у одного (Н.) - работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют пре­одолеть эту неуспешность; у второго (А), т.к. в этом случае выявлен очень высокий уровень учебной мотивации, сформирована внутренняя позиция позиция школьника, работа должна быть направлена на повышение самооценки, любая деятельность, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе, а при выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

Как в любой социальной группе в этом классе имеет место «проблема межличностного общения» и соответственно, связанная с ней тревожность. Данный фактор выявлен у 9 учеников. Классному руководителю важно уметь привлечь таких детей в общее дело, дать им возможность почувствовать себя нужными коллективу. Создавать и поощрять позитивное межличностное общение. Важно напоминать детям о внимании друг к другу, умении прощать, приходить на помощь, содействовать в проявлениях обычной бытовой гуманности. Также, в результате социометрического исследования была выявлена группа отвергнутых, более того, в данном классе выделилась целая микрогруппа отвергнутых. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Следует понять, в чем причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками, плохая учеба или неопрятный внешний вид. Следует помнить, что неизменность социометрического статуса, может негативно влиять не только на конкретного человека, но и на всю группу. Поэтому, следует организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы обеспечивать динамику социометрических статусов (возможность каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни).

Еще один из немаловажных факторов - это группы взаимного отвержения, в данном классе их 9! Поэтому следует обратить особое внимание на взаимоотношения в данных подгруппах, т.к. именно в них может вспыхнуть конфликт.

У 70% учеников 4 – А класса проявлена завышенная мотивация к учебной деятельности, поэтому важно поддерживать и развивать приобретенные положительные качества, привлекать учеников к участию школьной деятельности, участию в конкурсах и олимпиадах в школе и выше школьного уровня. Однако, у одного ученика наблюдается сниженный уровень учебной мотивации, поэтому здесь необходимо создавать ситуацию успеха учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности и радости, словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе; проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, организовать самостоятельную деятельность (поручение небольших заданий, но с достижимым положительным результатом).

У одной ученицы выявлен низкий уровень самооценки, поэтому к ней желательно не предъявлять завышенных требований, не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность, вовлекать в коллективную работу

По результатам диагностики «Внутренняя позиция школьника» было выявлено три ученика, у которых позиция школьника не сформирована, учебная деятельность этих детей не привелекает, а ведущей деятельностью является игровая. Учителю можно включить интеллектуальные игры с правилами, использовать интерес учеников к наглядности; целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать оптимистический настрой у детей. Также, это особо важно и для учеников, у которых позиция школьника сформирована. У этих детей необходимо поддерживать и развивать положительные качества личности, необходимо организовывать деятельность на помощь другим людям, развития эмпатии, привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым.

Категория: Психологу
28.06.2016 11:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!