СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рефлексивный отчет об использовании модуля «Критическое мышление».
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя). Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления. В начале педагогической деятельности теоретически знала о технологии критического мышления, но на практике затруднялась использовать аспекты критического мышления. Потому что в недостаточной мере владела всеми приемами критического мышления, да и мне казалось, что критическое мышление, скорее всего, относиться к литературе, чем к математике или физике. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению проработав программу «Руководство для учителя»(стр. 154), также дополнительную литературы, много времени посветила поиску информации в интернете и все полученные мною знания отразила в своих планах. В будущем буду внедрять в учебный процесс.
У себя на уроках привитие критического мышления ученикам началось с работы в группах, где ученики были объединены одной общей задачей, решать которую они должны были совместно, групповая работа была организована на протяжении всех четырех уроков.
На алгебре при изучении новой темы: 1- применение определенного интеграла при вычислении площади фигур, 2 - применение определенного интеграла при вычислении объема фигур, 3 - применение определенного интеграла в физике. На геометрии при изучении темы построение сечений многогранников, где каждая группа работала по одной теме: построение сечения многогранников по готовым рисункам с обозначенными на них точками. На уроке физике группы составляют презентацию по теме: 1 – телевидение, 2 – шкала электромагнитных волн, 3 – биологическое действие электромагнитных волн. Также работают в группах при решении задач и подведении итогов урока. На другом уроке физике ученики работают в группах по рефлексии урока: знал, умел, научился. Во-первых, здесь критическое мышление проявляется в том, что ученики работают над своей проблемой, новые знания они черпают из какого-то источника – учебника, дополнительной литературы. Во-вторых, они эти знания перерабатывают, усваивают, запоминают, чтобы после рассказать учащимся. В-третьих, необходимо выделить главное из всего, что было изучено, и изобразить его на плакате. В-четвертых, они обсуждают все вместе, у каждого свое мнение, каждый материал видит по-своему и они из всех суждений должны выбрать что-то одно общее. На уроке алгебры при решении задач на вычисление площади криволинейной трапеции, каждый должен был предложить свое решение и объяснить свое решение. На геометрии были даны задания: найти ошибку в построении сечения многогранников, где учащиеся должны были объяснить, где сделана ошибка и почему они так считают, и построить верное сечение. И второе задание из трех построенных сечений выбрать правильное. При выполнении этого задания надо было построить сечение и найти отличие, чтобы аргументировать, где сечение правильно, а где не правильное и причем сечение должно быть построено как можно точнее, чтобы доказать что это правильное сечение.
Это способствовало формированию следующих умений у учеников: • мыслить, логически; • выражать свою мысль, своё мнение связно, чётко, логично; • запоминать и оценивать факты; • формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; • уметь отстаивать свою позицию и т. д.
Для развития умения воспринимать информацию я использовала прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Предложила учащимся самостоятельно проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). (раздатки)
Также ученики сочиняли синквейн. Вот примеры некоторых из них.
Математика
Точная, научная
Вычислять, прогнозировать, оценивать
Найти решение в любой задаче
Числа
Физика
Занимательная, интересная
Экспериментировать, доказывать, находить
Природа в виде формул и чисел
Научный опыт
Сечение
Диагональное, поперечное
Строить, воображать, выделять
Умею хорошо строить
Чертеж
Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и в последующих веках, является важным и стимулирующим делом для педагогов, которое не может быть так просто проигнорировано. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно
в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolfe and Alexander, 2008).(Руководство для учителя).
Развивает критическое мышление и парная работа «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Диалог «учитель - ученик» применялся на каждом уроке между мной и учениками на каждом уроке, когда ученикам задавала вопросы по каждому моменту урока: оргмомент, опрос по домашнему заданию, при выполнении заданий, при актуализации знаний, при получении новых знаний т.д. Диалог «ученик - ученик» бы применение на уроке физике по опросу учащихся по домашнему заданию. Ученики задавали друг другу вопросы и одновременно оценивали. В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания (Руководство для учителя).
Ученики способны исследовать и размышлять критически над альтернативными положениями через диалоговое обучение, со своими ровесниками усваивая их опыт и стремясь к умственной деятельности. При возникновении вопросов ученики не обязательно должны обращаться к учителю, однако учителя и ученики могут совместно проводить исследование. Слушая и анализируя то, что ученики говорят и делают, мы имеем возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении – принцип формативного оценивания и понятие «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, формирующих знания (Руководство для учителя). На практике ученики работали в парах на уроке физике по опросу домашнего задания, где задавали вопросы по теме, пройденной на прошлом уроке и предыдущих. Вопросы для опроса были предложены мной, но желающие могли составить свои. Более способные ученики старались задавать предложенные вопросы и свои и даже задавали дополнительные вопросы, если ученик не раскрыл полностью тему, а слабые брали только то, что им предложили.
В результате взаимооценивания и самооценивания, которое проводилось на каждом уроке, учащиеся также развивали свое критическое мышление, здесь проявлялось умение анализировать полученную информацию, сравнить ее с эталоном – критериями, сделать вывод, а затем уже выдать результат и в конечном итоге все это преподнести в виде рефлексии. На первых уроках оценивание проводилось формально, ученики считали, что ответили по теме, значит можно поставить хорошо, но когда начали сравнивать с эталоном, то они поняли, что не так, то просто оценить, используя эталон и применяя критерии, это требовало от них определенного внимания и знания материала. На последующих уроках они стали уже критически подходить к оцениванию и делать правильные выводы.
В дополнение к навыкам, перечисленным в отношении развития критического мышления учеников, таким как приобретения доказательств, посредством наблюдения и слушания, применение критериев для принятия решений, учителя должны развивать:
В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны, относясь к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; открыты для новых идей и перспектив. После проведения каждого урока приходилось осмысливать все моменты урока, чтобы проанализировать, что получилось хорошо, а что не очень, а что может совсем пошло не так как ты хотела, затем предпринимать какие-то другие шаги для получения лучшего результата. Например, на первом уроке алгебры ученики готовили изучение новой темы. Они подготовили выступление написали только решение на определения площади фигуры, ограниченной графиками, а рисунок не сделали. Поэтому пришлось им объяснять, что оформление должно быть полным и как можно более выразительным и посоветовала как бы сделала его я. На следующих уроках ученики уже более требовательнее отнеслись к оформления своих работ. При выполнении оценивания ученики тоже подошли формально к этому моменту урока, выставив отметки, не зная как аргументировать свой выбор, над этим тоже пришлось поработать с учениками, чтобы на следующих уроках улучшилось оценивание. И конечно еще много проблем стоит передо мной, чтобы работа на уроке была доведена до совершенства, над, чем необходимо учиться и применять, на уроке.
А критически мыслящий учитель осознает цели обучения, анализирует соотношение между целями и работой учащихся и их достижением, сравнивает разные уровни понимания и навыков, демонстрируемых учащимися, делает выводы об относительном успехе и провале деятельности учеников, применяет знания, полученные при полученных выводах на следующем занятии.
Литература 1) Руководство для учителя.
© 2015, Лысова Валентина Семеновна 3140