СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет об использовании модуля «Критическое мышление».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет об использовании модуля  «Критическое мышление».

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя). Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления. В начале педагогической деятельности теоретически знала о технологии критического мышления, но на практике затруднялась использовать аспекты критического мышления. Потому что в недостаточной мере владела всеми приемами критического мышления, да и мне казалось, что критическое мышление, скорее всего, относиться к литературе, чем к математике или физике. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению проработав программу «Руководство для учителя»(стр. 154), также дополнительную литературы, много времени посветила поиску информации в интернете и все полученные мною знания отразила в своих планах. В будущем буду внедрять в учебный процесс.

У себя на уроках привитие  критического мышления  ученикам началось с  работы в группах, где ученики были объединены одной общей задачей, решать которую они должны были совместно, групповая работа была организована на протяжении всех четырех уроков.

На алгебре при изучении новой темы: 1- применение определенного интеграла при вычислении площади фигур, 2 -  применение определенного интеграла при вычислении объема фигур, 3 -  применение определенного интеграла в физике. На геометрии при изучении темы построение сечений многогранников, где каждая группа работала по одной теме: построение сечения многогранников по готовым рисункам с обозначенными на них точками. На уроке физике группы составляют презентацию по теме: 1 – телевидение, 2 – шкала электромагнитных волн, 3 – биологическое действие электромагнитных волн. Также работают в группах при решении задач и подведении итогов урока. На другом уроке физике ученики работают в группах по рефлексии урока: знал, умел, научился. Во-первых, здесь критическое мышление проявляется в том, что ученики работают над своей проблемой, новые знания они черпают из какого-то источника – учебника, дополнительной литературы. Во-вторых, они эти знания перерабатывают, усваивают, запоминают, чтобы после рассказать учащимся. В-третьих, необходимо выделить главное из всего, что было изучено, и изобразить его на плакате. В-четвертых, они обсуждают все вместе, у каждого свое мнение, каждый материал видит по-своему и они из всех суждений должны выбрать что-то одно общее. На уроке алгебры при решении задач на вычисление площади криволинейной трапеции, каждый должен был предложить свое решение и объяснить свое решение.  На геометрии были даны задания: найти ошибку в построении сечения многогранников, где учащиеся должны были объяснить, где сделана ошибка и почему они так считают, и построить верное сечение. И второе задание из трех построенных сечений выбрать правильное. При выполнении этого задания надо было построить сечение и найти отличие, чтобы аргументировать, где сечение правильно, а где не правильное и причем сечение должно быть построено как можно точнее, чтобы доказать что это правильное сечение.  

Это способствовало формированию следующих умений у учеников: •   мыслить,  логически; •   выражать свою мысль, своё мнение связно, чётко, логично; •   запоминать и оценивать факты; •   формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; •   уметь отстаивать свою позицию и т. д.

Для развития умения воспринимать информацию я использовала прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Предложила учащимся самостоятельно проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). (раздатки)

Также ученики сочиняли синквейн. Вот примеры некоторых из них.

 

Математика

Точная, научная

Вычислять, прогнозировать,  оценивать

Найти решение в любой задаче

Числа

 

Физика

Занимательная, интересная

Экспериментировать, доказывать, находить

Природа в виде формул и чисел

Научный опыт

Сечение

Диагональное, поперечное

Строить, воображать, выделять

Умею хорошо строить

Чертеж

 

 

Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и в последующих веках, является важным и стимулирующим делом для педагогов, которое не может быть так просто проигнорировано. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно

в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolfe and Alexander, 2008).(Руководство для учителя).

 Развивает критическое мышление и парная работа «учитель - ученик» и «ученик - ученик». Диалог «учитель - ученик» применялся на каждом уроке между мной и учениками на каждом уроке, когда ученикам задавала вопросы по каждому моменту урока: оргмомент, опрос по домашнему заданию, при выполнении заданий, при актуализации знаний, при получении новых знаний т.д. Диалог «ученик - ученик» бы применение на уроке физике по опросу учащихся по домашнему заданию. Ученики задавали друг другу вопросы и одновременно оценивали. В ходе диалога ученикам предоставляются альтернативные перспективы, и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания (Руководство для учителя).

Ученики способны исследовать и  размышлять критически над альтернативными положениями через диалоговое обучение, со своими ровесниками  усваивая их опыт и стремясь к умственной деятельности. При возникновении вопросов ученики не обязательно должны обращаться к учителю, однако учителя и     ученики могут совместно проводить  исследование. Слушая и анализируя то, что ученики говорят и делают, мы имеем возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении – принцип формативного оценивания и понятие «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, формирующих знания (Руководство для учителя). На практике ученики работали в парах на уроке физике по опросу домашнего задания, где задавали вопросы по теме, пройденной на прошлом уроке и предыдущих. Вопросы для опроса были предложены мной, но желающие могли составить свои. Более способные ученики старались задавать предложенные вопросы и свои и даже задавали дополнительные вопросы, если ученик не раскрыл полностью тему, а слабые брали только то, что им предложили.

В результате взаимооценивания и самооценивания, которое проводилось на каждом уроке, учащиеся также развивали свое критическое мышление, здесь проявлялось умение анализировать полученную информацию, сравнить ее с эталоном – критериями, сделать вывод, а затем уже выдать результат и в конечном итоге все это преподнести в виде рефлексии. На первых уроках оценивание проводилось формально, ученики считали, что ответили по теме, значит можно поставить хорошо, но когда начали сравнивать с эталоном, то они поняли, что не так, то просто оценить, используя эталон и применяя критерии, это требовало от них определенного внимания и знания материала. На последующих уроках они стали уже критически подходить к оцениванию и делать правильные выводы.

В дополнение к навыкам, перечисленным в отношении развития критического мышления учеников, таким как приобретения доказательств, посредством наблюдения и слушания, применение критериев для принятия решений, учителя должны развивать:

  • Теоретико-методическую  базу, необходимую для преподавания и обучения;
  • Методы и технологии для формирования аргументированных выводов и заключений.

     В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны, относясь к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; открыты для новых идей и перспектив. После проведения каждого урока приходилось осмысливать все моменты урока, чтобы проанализировать, что получилось хорошо, а что не очень, а что может совсем пошло не так как ты хотела, затем предпринимать какие-то другие шаги для получения лучшего результата. Например, на первом уроке алгебры ученики готовили изучение новой темы. Они подготовили выступление написали только решение на определения площади фигуры, ограниченной графиками, а рисунок не сделали. Поэтому пришлось им объяснять, что оформление должно быть полным и как можно более выразительным и посоветовала как бы сделала его я. На следующих уроках ученики уже более требовательнее отнеслись к оформления своих работ. При выполнении оценивания ученики тоже подошли формально к этому моменту урока, выставив отметки, не зная как аргументировать свой выбор, над этим тоже пришлось поработать с учениками, чтобы на следующих уроках улучшилось оценивание. И конечно еще  много проблем стоит передо мной, чтобы работа на уроке была доведена до совершенства, над, чем необходимо учиться и применять,  на уроке.

    А критически мыслящий учитель осознает цели обучения, анализирует соотношение между целями и работой учащихся и их достижением, сравнивает разные  уровни понимания и навыков, демонстрируемых учащимися, делает выводы об относительном успехе и провале деятельности учеников, применяет знания, полученные при полученных выводах на следующем занятии.

    

Литература 1) Руководство для учителя.

Категория: Всем учителям
09.01.2015 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!