СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ребёнок в мире прекрасного".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок в мире прекрасного.

Ребенок в своей непосредственности, особенно чуток к эстетическому в природе. Он, в значительно большей степени, чем взрослый, чувствует себя частью природы, ощущает свою связь с ней, он меньше отягощен разного рода заботами.

В детском саду на своем примере мы показываем воспитанникам, как воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы. Общение с природой и искусством влияет на детей терапевтически - нейтрализует негатив и страх, уравновешивает внутреннюю гармонию и психическое здоровье.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, С.Герасимов и другие.

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжении последующей жизни лишь обогащаются.

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

Ребенок не остается равнодушным к увиденному. Эмоциональное отношение переходит в активную деятельность, стремление сохранить увиденное, понравившееся, передать в рисунке.

Средством формирования эстетического отношения к природе является регламентированная деятельность - занятия рисованием, лепкой, аппликацией в сочетании с экскурсиями и наблюдениями в природе. Познанием ребенком – дошкольником окружающей природы должно осуществляться « по законам красоты». Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передать это детям. Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром.

Изображая увиденное, дети уточняют, закрепляют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже ее познают. Уже первые наблюдения детей дают представление о временах года, сезонных явлениях природы. Эти занятия создают эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Для этого на занятиях я использую разные виды мотивации: художественное слово, лучшие образцы мировой музыки. Предлагаю знакомить детей с явлениями и объектами неживой природы, их особенностями, значением явлений неживой природы в жизни растений, животных - таким образом, раскрываем взаимосвязь неживой и живой природы.

Например, на занятиях по знакомству с объектами неживой природы - водой, закрепляю свойства воды, воспитываю у детей бережное отношение к ней. Обращаю внимание на красоту рек, капелек росы, сверкающего снега. Темы для творческой изобразительной деятельности (например, «Тучи по небу бежали», «Разноцветные капли дождя», «Первый снег», «Солнечный свет» и др.) Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: «Краски осени», «Поздняя осень», «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (С. Есенин), «Зимушка-зима», «Красна девица-Весна» и др.

А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.

Мы знакомимся с домашними животными, которых хорошо знают дети. Темы работ по изобразительной деятельности: «Я люблю пушистое», «Наши любимцы» и т.д.

Также знакомлю детей с дикими животными, пернатыми, миром растений, насекомыми. Расширяя представления детей об объектах живой природы закрепляю классификацию, воспитываю эстетическое отношение к красоте растений, животных, понимание значения роли растений и животных в жизни человека и необходимости охраны неповторимой и бесценной живой природы. Все увиденное воспитанники изображают в своих рисунках, как бы заново переживают увиденное, закрепляют и уточняют представления об объекте и явлениях природы. Темы работ: «Снегири на ветках», «Кто живет в зимнем лесу?», «Нежные подснежники» и другие.

Особый же интерес у них вызывает предложение изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных.

В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук ( Например, «Золотой петушок», «Путешествие по сказкам», «Зайчишка- трусишка и храбришка», « Лиса-кумушка и лисонька-голубушка», « Храбрый мышонок»и т.д.).

Все знания детей обобщаем, и знакомим их с прекрасными произведениями искусства, созданным человеческими руками. Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописными пейзажами следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживая их красоты. После такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. С помощью произведений художников-пейзажистов И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Февральская лазурь», с помощью натюрмортов П. Кончаловского можно навести «мосты» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным руками человека. Творения художников вдохновляют детей на собственную художественную деятельность, учат понимать язык художников.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино и т.д. (например, морской, горный, лесной пейзажи) Знакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке.

вет в зимнем лесу?», «Нежные подснежники» и другие.

Категория: ИЗО
11.11.2015 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!