СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация идей народной педагогики в развитии духовно-нравственного воспитания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация идей народной педагогики в развитии духовно-нравственного воспитания учащихся.

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив свои национальные культурные ценности, можно понять идеалы других времён и народов. Академик Д.С. Лихачёв в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

 Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу. С первого класса мы знакомим детей с выставками декоративно-прикладного искусства, которые проходят в музее нашего города. Здесь они знакомятся с национальной одеждой, предметами быта из дерева, глины, изделиями из рога, кожи, металла, национальными  игрушками, амулетами. Самое интересное, что экспозиция даёт толчок к творчеству, такому как: «Резьба по дереву», «Вышивка», «Рисунок», «Кукольный театр» - это уже приобщение к народным ремёслам. В начальной школе с этой целью включаем такие темы, как: «Древние корни народного искусства», «Взаимосвязь народной культуры с окружающим миром».  Творческие подходы к методике трудового обучения и изобразительной деятельности, использование элементов народного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей, внеклассные мероприятия, «КВН по сказкам»,  «Викторина», «Отгадай-загадай», праздники, где участвует вся школа: «В юрте Салавата», «Масленица», «Шежере» в которых учащиеся с удовольствием принимают участие. Всё это  замечательные способы общения с учащимися в духе народного творчества.  Многонациональный состав класса - прекрасная возможность познакомиться с традициями и обычаями нескольких народов. Русские, башкирские, марийские праздники помогают ярче, колоритнее выразить  национальные особенности  этих народов. Творческое общение с народным искусством захватывает детские души. Через сказки, пословицы, поговорки, загадки, народные игры ученики знакомятся с обычаями народов. Народная педагогика развивает различные умения и навыки. Особенно интересуют детей занятия по теме «Народные праздники», где рассматриваются народные праздники и их отличие от религиозных. Образование и воспитание средствами народных традиций и национальной культуры, ставит целью возрождение национального богатства. В решении задачи духовно-нравственного воспитания учащихся не могут не приниматься во внимание этноконфессиональные особенности культуры. Религия относится к числу факторов, определяющих особенности менталитета народа. В связи с этим, затрагивая проблемы модернизации современной школы, мы понимаем что хотим воспитать широко эрудированную, самоопределяющуюся личность, поэтому в  содержание образования  включена и область религии как важнейшая из составных частей человеческой культуры.  Однако на этом пути сохраняется немало вопросов: как учитывая возраст учащихся и многонациональный состав класса, правильно подойти к религиозному просвещению, или как перестроиться учителю, если  в свое время он изучал «научный атеизм», а сейчас должен преподавать библейские уроки.  Наверное, в глубине души, мы никогда и не были атеистами. Педагоги всегда умели  жить в ногу со временем. Сейчас, чтобы начать  воспитание и обучение учитывая религиозные аспекты, следует особо обратить внимание на чтение произведений народной словесности, литературных произведений с религиозно-нравственными мотивами.  Работа с пословицами: «Бог не дурак – любит и пятак». Этому должно быть противопоставлено знакомство младших школьников с кругом пословиц и поговорок, рассказывающих этические нормы жизни народа: «Бог правду любит», «Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит». Анализ былин: 1)Под влиянием фильмов-боевиков, где Илья Муромец беспощадный, сметает всё на своём пути. Предупреждением подобных оценок служит анализ, чтение былин в сопровождении  культурно – историческим комментарием. 2) Раскрытие религиозной символики:  Илье Муромцу придает богатырскую силу напиток, поданный ему «каликами перехожими».

Чтение исторических сочинений, произведений древнерусской словесности. Так, для младшего школьника особое значение приобретают произведения «учительного» характера, характеризующиеся усиленным дидактизмом: «Муж мудрый, если и беден, то премудростью владеет вместо богатства; богатство праведников – мир Бога ко всем людям; великое богатство – хороший разум» («Наставление отца к сыну») Урок духовно – нравственного чтения. Возвращение к произведению ранее прочитанному: Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Следует принять во внимание рекомендацию К.Д. Ушинского, заключающуюся в том, что библейские рассказы, переданные 1 раз на втором, третьем годах обучения должны дополняться повторяться, чтобы образы и события становились всё определённее и ярче.

Литература: Лихачёв Д.С. «Экология культуры», Макеева С. Г. «Рождественские чтения» М., 2002г.,     Князева Т.А. «Из опыта работы».

12.01.2015 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!