СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема "Павел Бажов «Малахитовая шкатулка"
Урок внеклассного чтения в 3 классе.
Ход урока внеклассного чтения:
Известно людям с давних пор- Так нужно ль сомневаться? Что в глубине Уральских гор Сокровища таятся. На самоцветных всех камней Как радуга горящих, Сказанья древние ценней О людях настоящих, О старых русских мастерах Об их тяжелом деле, Волшебных золотых руках, Закованных неволей. 1.В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой её середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна под названием УРАЛ. Люди относятся к нему
уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само
слово «Урал» в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские
горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Есть ещё одна легенда об Урале: говорят, будто бы Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных, да и по всей земле и рассыпал. Глядит, ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились, которые делят нашу страну на два континента – Европу и Азию.
2. Богат ещё Урал и старинными легендами и преданиями. А собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек.
Я прочитаю описание этого человека, как его описал Евгений Пермяк;
«Представь невысокого человека, с серебряной, почти такой же, как у сказочного деда Мороза бородой, с большими голубыми глазами… Человека, который носил суконную синюю блузу, опоясанную широким кушаком… человека, который ходил в лёгких козловых сапогах…Человека, лицо которого чем-то походило на солнышко…– Павел Петрович Бажов.
3. Рассказ, раннее подготовленных детей.
Родился он на Урале 27 января 1879 г. Его отец работал мастером на заводе, а
мать была искусной кружевницей. Про своё детство П.Бажов написал повесть
«Зелёная кобылка» – о жизни ребятишек заводского посёлка, их занятиях,
дружбе, ссорах, приключениях. По этой книге был снят фильм «Тайна зелёного
бора». Когда пришло время учиться, мальчика отдали в 3-летнюю школу.
Учитель отметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям
учить сына дальше. Бажов учился сначала в духовном училище, а затем закончил духовную семинарию и стал работать учителем. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Свою «кладовую» Павел Петрович пополнял всю жизнь. Прежде чем стать писателем, он немало лет работал журналистом. Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. Первая его книга – «Сказы старого Урала» – так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений. Затем, из года в год, он пополнялся всё новыми и новыми сказами. А всего Павел Бажов написал 56 произведений. Он говорил, что в основе его сказов – «быль с элементами сказочного». Простые бедные люди занимались тяжёлым трудом и надеялись на помощь волшебных сил. В сказах Бажова действуют такие сказочные герои, как … Хозяйка Медной горы, гигантский золотой змей Полоз, козёл Серебряное копытце, Огневушка-Поскакушка…. Рядом с этими мифическими существами живут простые люди, среди которых мастера-умельцы занимают особое место. Они дружат с волшебными силами Уральских гор, знают все секреты мастерства и умеют делать вещи красоты необыкновенной: шкатулки, вазы, украшения.
В главном музее Санкт-Петербурга …Эрмитаже есть целая комната, отделанная малахитом, привезённым с Уральских Гор
Кто бывал в Малахитовом зале,
Тот этот зал позабудет едва ли.
Лично меня этот сказочный зал
Прямо у входа сразил наповал.
Молча хожу я, буквально сражённый,
Молча смотрю я на эти колонны,
Полон какой-то неясной мечты
От созерцанья такой красоты.
Вижу зелёное спящее море,
Волны застыли в зелёном узоре…
Что ни волна – то иная волна,
И зелена под волной глубина.
Я вспоминаю уральские сказы,
Глядя на эти камины и вазы…
Если бы мог, сочинил бы поэму
Я на такую прекрасную тему:
Мы на планете живём неспроста,
А для того, чтоб цвела красота!
О. Тарутин
(показ на слайдах)
Учитель: У нас необычное внеклассное чтение, урок-игра «Что? Где? Когда?». Суть заключается в следующем, к нам будут приходить герои из «Малахитовой шкатулки» и задавать вам вопросы по содержанию. По традиции давайте назовём тему урока"Павел Бажов «Малахитовая шкатулка". Итак, мы с вами попадаем в мир сказов П.П.Бажова. Цель нашего урока – обобщить, что мы знаем о великом Уральском сказочнике и его сказах.
Первый игрок – Бажов П.П.
Первая учебная ситуация. Задача: разобраться, чем отличается сказка от сказа. Сказка 1. Есть зачин. 2. Нет образа рассказчика. 3. Герои добрые и злые. 4.Чтобы произошло волшебство, надо произнести заклинание. 5.Не имеет реальной основы. Сказ 1.Нет зачина. 2.Есть образ рассказчика. 3.Нет деления на добрых и злых. 4.Волшебная сила присуща героям изначально. 5.Имеет реальную основу.
Вторая героиня – назовёте мне имя этого героя, отгадав загадку. Танюшка. (дочь Степана)
Девочка чернявая
У Степана была,
Нитью вышивала,
Заказ домой брала.
С малахитовой шкатулкой
Целый день играла:
Камни разбирала, на себя примеряла. (Танюшка)
Вторая учебная ситуация.
Проверим домашнее задание. Вам надо было составить словарик из непонятных слов. Дать им значение и нарисовать рисунок если сможете. Работаем парами, выбираете 2 -3 слова из списка, а затем презентуете слова, договариваетесь в парах.
Третья героиня – Хозяйка Медной горы.
Третья учебная ситуация. Задача: проверить,насколько учащиеся хорошо знают содержание сказов, разгадав кроссворд. (Соревнование по рядам, кто быстрее и правильно разгадает кроссворд).
Следующее задание для вас приготовила Хозяйка Медной Горы.
Составить пазл и показать другим ребятам мимикой и жестами, какая сцена дана на пазле. (см. приложение)
Следующая героиня – царица.
Задача: проверить,насколько учащиеся хорошо знают содержание сказов. Сейчас проведем викторину
Рефлексия: Учитель достает из стола «малахитовую шкатулку» (это может быть коробка, обклеенная зеленой бумагой). Посмотрите, ребята, что нам прислала Хозяйка уральских недр. Вынимает из шкатулки письмо, читает: «Очень радостно мне, ребята, что вы прочитали уральский сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Очень буду рада, если вы к следующему внеклассному чтению прочитаете «Серебряное копытце». Если сумеете выполнить моё задание, покажу вам несметные богатства, выполненные уральскими мастерами… А пока примите от меня маленькие скромные подарочки, какие найдёте в классе. Хозяйка медной горы».
Ну что, ребята, попытаемся выполнить задание Хозяйки медной горы?
Учитель: А мне в свою очередь хотелось бы закончить наше занятие следующим стихотворением:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк.
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок.
Е. Хоринская
© 2023, Сухова Елена Викторовна 94