СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение проектной задачи по литературному чтению на основе произведений П.П.Бажова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Павел Бажов «Малахитовая шкатулка"

Урок внеклассного чтения в 3 классе.

Ход урока внеклассного чтения:

Известно людям с давних пор- Так нужно ль сомневаться? Что в глубине Уральских гор Сокровища таятся. На самоцветных всех камней Как радуга горящих, Сказанья древние ценней О людях настоящих, О старых русских мастерах Об их тяжелом деле, Волшебных золотых руках, Закованных неволей. 1.В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой её середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна под названием УРАЛ. Люди относятся к нему

уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само

слово «Урал» в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские

горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Есть ещё одна легенда об Урале: говорят, будто бы Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных, да и по всей земле и рассыпал. Глядит, ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между Европой и Азией. Так будто бы Уральские горы и получились, которые делят нашу страну на два континента – Европу и Азию.

2. Богат ещё Урал и старинными легендами и преданиями. А собрал их, переработал и донёс до нас очень мудрый человек.

Я прочитаю описание этого человека, как его описал Евгений Пермяк;

«Представь невысокого человека, с серебряной, почти такой же, как у сказочного деда Мороза бородой, с большими голубыми глазами… Человека, который носил суконную синюю блузу, опоясанную широким кушаком… человека, который ходил в лёгких козловых сапогах…Человека, лицо которого чем-то походило на солнышко…– Павел Петрович Бажов.

3. Рассказ, раннее подготовленных детей.

Родился он на Урале 27 января 1879 г. Его отец работал мастером на заводе, а

мать была искусной кружевницей. Про своё детство П.Бажов написал повесть

«Зелёная кобылка» – о жизни ребятишек заводского посёлка, их занятиях,

дружбе, ссорах, приключениях. По этой книге был снят фильм «Тайна зелёного

бора». Когда пришло время учиться, мальчика отдали в 3-летнюю школу.

Учитель отметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям

учить сына дальше. Бажов учился сначала в духовном училище, а затем закончил духовную семинарию и стал работать учителем. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы. Свою «кладовую» Павел Петрович пополнял всю жизнь. Прежде чем стать писателем, он немало лет работал журналистом. Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет. Первая его книга – «Сказы старого Урала» – так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений. Затем, из года в год, он пополнялся всё новыми и новыми сказами. А всего Павел Бажов написал 56 произведений. Он говорил, что в основе его сказов – «быль с элементами сказочного». Простые бедные люди занимались тяжёлым трудом и надеялись на помощь волшебных сил. В сказах Бажова действуют такие сказочные герои, как … Хозяйка Медной горы, гигантский золотой змей Полоз, козёл Серебряное копытце, Огневушка-Поскакушка…. Рядом с этими мифическими существами живут простые люди, среди которых мастера-умельцы занимают особое место. Они дружат с волшебными силами Уральских гор, знают все секреты мастерства и умеют делать вещи красоты необыкновенной: шкатулки, вазы, украшения.

В главном музее Санкт-Петербурга …Эрмитаже есть целая комната, отделанная малахитом, привезённым с Уральских Гор

Кто бывал в Малахитовом зале,

Тот этот зал позабудет едва ли.

Лично меня этот сказочный зал

Прямо у входа сразил наповал.

Молча хожу я, буквально сражённый,

Молча смотрю я на эти колонны,

Полон какой-то неясной мечты

От созерцанья такой красоты.

Вижу зелёное спящее море,

Волны застыли в зелёном узоре…

Что ни волна – то иная волна,

И зелена под волной глубина.

Я вспоминаю уральские сказы,

Глядя на эти камины и вазы…

Если бы мог, сочинил бы поэму

Я на такую прекрасную тему:

Мы на планете живём неспроста,

А для того, чтоб цвела красота!

О. Тарутин

(показ на слайдах)

Учитель: У нас необычное внеклассное чтение, урок-игра «Что? Где? Когда?». Суть заключается в следующем, к нам будут приходить герои из «Малахитовой шкатулки» и задавать вам вопросы по содержанию. По традиции давайте назовём тему урока"Павел Бажов «Малахитовая шкатулка". Итак, мы с вами попадаем в мир сказов П.П.Бажова. Цель нашего урока – обобщить, что мы знаем о великом Уральском сказочнике и его сказах.

Первый игрок – Бажов П.П.

Первая учебная ситуация. Задача: разобраться, чем отличается сказка от сказа. Сказка 1. Есть зачин. 2. Нет образа рассказчика. 3. Герои добрые и злые. 4.Чтобы произошло волшебство, надо произнести заклинание. 5.Не имеет реальной основы. Сказ 1.Нет зачина. 2.Есть образ рассказчика. 3.Нет деления на добрых и злых. 4.Волшебная сила присуща героям изначально. 5.Имеет реальную основу.

Вторая героиня – назовёте мне имя этого героя, отгадав загадку. Танюшка. (дочь Степана)

Девочка чернявая

У Степана была,

Нитью вышивала,

Заказ домой брала.

С малахитовой шкатулкой

Целый день играла:

Камни разбирала, на себя примеряла. (Танюшка)

Вторая учебная ситуация.

Проверим домашнее задание. Вам надо было составить словарик из непонятных слов. Дать им значение и нарисовать рисунок если сможете. Работаем парами, выбираете 2 -3 слова из списка, а затем презентуете слова, договариваетесь в парах.

Третья героиня – Хозяйка Медной горы.

Третья учебная ситуация. Задача: проверить,насколько учащиеся хорошо знают содержание сказов, разгадав кроссворд. (Соревнование по рядам, кто быстрее и правильно разгадает кроссворд).

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.
  2. Ценный камень уральских гор.
  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

Следующее задание для вас приготовила Хозяйка Медной Горы.

Составить пазл и показать другим ребятам мимикой и жестами, какая сцена дана на пазле. (см. приложение)

Следующая героиня – царица.

Задача: проверить,насколько учащиеся хорошо знают содержание сказов. Сейчас проведем викторину

  1. У Степана в сказе «Малахитовая шкатулка» была дочь, как ее звали и почему? (Танюшка-из-за красоты ее зеленых глаз, как малахит, называли ее Памяткой).
  2. Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку, героиню сказа «Малахитовая шкатулка»? (вышивать шелком)
  3. Как первоначально назывался сказ «Малахитовая шкатулка»? («Тятино подаренье») Почему?
  4. Что оставила женщина на память Танюшке? (Пуговку, шелк и бисер)
  5. Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте Степана? (Малахитовую шкатулку)
  6. Что называла Танюшка «тятиным подареньем»? (Малахитовую шкатулку)
  7. Ценный камень уральских гор? (малахит)
  8. Что было, когда Настасья надевала на себя украшения из шкатулки? (ей было холодно и неудобно)
  9. Что показала странница Танюшке, когда та примеряла украшения? ( кусочек будущего: зеленоглазую красавицу в царских палатах, выложенных малахитом, который добыл её отец)
  10. Когда Настасья решилась продать шкатулку? (когда у них сгорел дом и всё имущество)
  11. Какое условие поставила Танюшка барину, когда он посватался к ней? (показать ей царицу в палатах, обделанных тятиным малахитом)
  12. Почему мастера отказались « подогнать» украшения для жены приказчика? ( Знали они, что это работа самой хозяйки, боялись они связываться с ней)
  13. Как пропала Танюшка?( прислонилась к малахитовой стене и растаяла)
  14. Что случилось с каменьями из шкатулки? (свернулись в капельки).
  15. В чём заключается смысл сказов Бахова? В сказах Бажова заложен глубокий философский смысл. Не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебе грозит беда. Бажов дает понять, что чудо незримо присутствует рядом с человеком. Сказы были и остаются вершиной его творчества, в них сосредоточена человеческая мудрость.

Рефлексия: Учитель достает из стола «малахитовую шкатулку» (это может быть коробка, обклеенная зеленой бумагой). Посмотрите, ребята, что нам прислала Хозяйка уральских недр. Вынимает из шкатулки письмо, читает: «Очень радостно мне, ребята, что вы прочитали уральский сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Очень буду рада, если вы к следующему внеклассному чтению прочитаете «Серебряное копытце». Если сумеете выполнить моё задание, покажу вам несметные богатства, выполненные уральскими мастерами… А пока примите от меня маленькие скромные подарочки, какие найдёте в классе. Хозяйка медной горы».

Ну что, ребята, попытаемся выполнить задание Хозяйки медной горы?

Учитель: А мне в свою очередь хотелось бы закончить наше занятие следующим стихотворением:

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут жить веками были

В чудесном малахите строк.

И не завянет на могиле

Чудесный каменный цветок.

Е. Хоринская

01.05.2023 17:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!