СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение дивергентных задач на уроках химии и биологии как прием работы с интеллектуально одарёнными учащимися.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы детской одаренности в наше время становится всё более актуальными. Учитывая современные тенденции образования, основываясь на результатах анализа существующих подходов развития дивергентного мышления, я выделила проблему в своей педагогической деятельности – формирование творческих способностей у учащихся и их проявлений в форме решения дивергентных задач.

У одарённых детей можно наблюдать различные особенности. С одной стороны, это высокая любознательность, исследовательская активность, повышенная биохимическая активность мозга, высокий уровень развития логического мышления, оригинальность и гибкость мысли, а с другой — эмоциональность, вспыльчивость, избирательное общение, особая речь, моторика и восприятие, сверхчувствительность к проблемам.

Как и у любого педагога, моя работа с одаренными очерчена, в первую очередь рамками учебной и внеурочной деятельности.

Первые годы работы в школе я была уверена, что у таких детей обязательно должен быть постоянный интерес и высокая познавательная активность на каждом уроке. Было непонятно, почему одна тема вызывает живейший интерес, а другая, встречается абсолютно пассивно. Позже, познакомившись с теорией вопроса, я поняла, что проблема кроется в повышенном интересе этих детей к дивергентным задачам.

В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях, что как раз и разрешается форматом внеурочной деятельности и участием в различных метапредметных проектах.

Для реализации метода дивергентного конструирования необходимо было обеспечить процесс группового кооперирования. Групповое сотворчество трактуется также как процесс взаимодействия преподавателя и ученика, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности и устойчивых мотивов творческих мыслительных способностей учащихся. Различные виды дивергирования представляют собой не хаотическое совмещение интеллектуальных усилий, а строгую структуру, включающую чередование индивидуального и группового поиска. Они способствуют разрешению проблемных ситуаций и обеспечивают возможность активного поиска решения. В своей практической деятельности я апробировала большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать:

  1. Для обучения учащихся умению видеть проблему использую приём постановки вопросов

Т.е. одновременно задание направлено на формирование не только предметных знаний, но и на развитие речи и актуализацию субъектного опыта учащихся.

2.Под открытыми задачами (дивергентного типа) следует понимать самые разнообразные по предметной направленности – проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают существование множества правильных ответов. Именно с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов множество, сталкивается человек в своей жизни и в любой творческой деятельности. Это: задачи с несформулированным вопросом;

  • задачи с недостающими данными;
  • задачи с излишними данными;
  • задачи с несколькими решениями;
  • задачи с меняющимся содержанием;
  • задачи на соображение, логическое мышление.

Примером заданий, которые я использую на уроках химии биологии, является задача с несколькими решениями:

Задание: Написать уравнения реакций, с помощью которых в лабораторных условиях можно приготовить наибольшее количество простых и сложных веществ, если есть такие реактивы.

В1. Гидроксид железа (III), соляная кислота, магний, вода.

В.2. Нитрат свинца (II), серная кислота, железо, оксид кальция

В.3. Соляная кислота, гидроксид калия, гидроксид алюминия, магний.

Задание: Написать уравнения реакции по схемам. Назвать полученные вещества

CH3-CH2-CHO X1 X2 X3 X4 X5

Ацетат калия X1 X2 X3 X4 X5

этанол Х1 Х2 Ag2C2 X2 X3

Также могут быть использованы задачи открытого типа.

Задача открытого типа по биологии «Еж в яблоках». С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несет? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят – они насекомоядные! Тем более, что на зиму никакое пропитание им не требуется – в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что они выбирают наиболее кислые яблоки.

Анализ. Задача имеет размытое условие, не ясно, чем пользоваться при ее решении. Контрольных вариантов решений достаточно много.

  1. С помощью кислот, которые есть в кислых яблоках, ежи борются с паразитами, которые находятся на их иголках.
  2. Ежи не едят яблоки, они едят насекомых. Но, может быть, яблоки служат хорошим кормом для насекомых, которые на яблоках размножаются? Ежи, таким образом, запасают еду для насекомых, а потом их едят.
  3. Ежи выбирают кислые яблоки. Может быть, им нужна кислота для нейтрализации щелочей, которая, возможно, выделяется через колючки.
  4. Яблоки гниют, при этом выделяют энергию. Возможно, ежи используют энергию гниения, чтобы во время спячки, когда температура тела животных понижается, в норке зимой поддерживалась плюсовая температура.
  5. Ежи с помощью яблок подчеркивают свое превосходство для привлечения партнера. Подобно тому, как это делают петухи с помощью гребня или павлины с помощью хвоста.

Для построения задач открытого типа способствующих развитию креативности выделяются следующие требования к открытой задаче:

  • достаточность условия (наличие специальных знаний не требуется)
  • корректность вопроса (условие задачи однозначно ставит вопрос)
  • наличие противоречия (в задаче имеется скрытое противоречие)

Психологические исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который способствует повышению уровня сформированности основных характеристик креативности, развиваясь при систематических занятиях. Способности, навыки и умения, приобретенные и развитые на учебных занятиях, дети достаточно эффективно переносят и в повседневную жизнь.

Учитель должен обязательно предоставить детям возможность развивать творческое дивергентное мышление, характеризующееся разрушением шаблонных стереотипов и ограничений и большой свободой в решении проблем. Ведь реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в своей жизни, не имеют однозначных «правильных» ответов, в отличие от учебных задач и проблем.

27.12.2018 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!