СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речь педагога как условие педагогического мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Многообразие и сложность задач формирования подрастающего поколения на современном этапе делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для теории и практики обучения и воспитания. Педагогическое мастерство в ходе профессиональной деятельности педагога позволяет оптимизировать все виды учебно-воспитательной работы, направлять их на всестороннее развитие и совершенствование личности обучающегося, формирование его мировоззрения и способностей. Оно проявляется в ситуациях нацеленного воздействия и тщательно организованного взаимодействия со слушателями; важнейшая форма реализации такого мастерства — коммуникативное мастерство: «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» [3]. Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Профессиональное владение речью, как устной, так и письменной, важно для всех педагогов. Образная, грамотная, лексическая и интонационно богатая, логическая, живая речь учителя на уроке, вне его, в общении с детьми, родителями и коллегами позволяет решить многие узловые учебно-воспитательные задачи.

Культура речи педагога – понятие емкое и многогранное. Специально отобранные и использованные в конкретном акте общения элементы языка и являются по сути дела речью. Точность правильность такого отбора зависят от эрудиции автора речи, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые именно сейчас, в данную минуту при общении [1].

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития студентов.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата [2]. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

Общение учителя с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А.Леонтьев).

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Педагогическая деятельность основывается, прежде всего, на основе общения. Вне этого процесса трудно представить деятельность педагога. С помощью слова учитель, как и каждый человек, выражает, утверждает это себе и одновременно влияет на других. Как сказал Тарас Шевченко «Ну, чтоб, казалось слова. Слова и голос - больше ничего. А сердце бьется - оживает, Как их услышит!». Слово педагога - это основной инструмент, орудие его деятельности. Человек, мастерски владеющий словом, способен достичь больших успехов в своей деятельности. Слово имеет такую силу, что может и ранить, и убить человека, вылечить и спасти. Народная мудрость гласит: «Сабля ранит тело, а слово – душу», «Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу», «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».

Учитель с точки зрения своих педагогических функций является в определенной степени оратором. Каждый педагог должен владеть искусством слова. A.C. Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразным оружием слова. Он писал, «…что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях как надо говорить».

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Что же такое «Культура речи»? Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Основой для развития культуры речи является ее правильность, основанная на понятии нормы. Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы языка помогают содержать речь в определенном равновесии, способствуют сохранению богатства языка и дальнейшему его развитию. В понятие «культура речи» входят также и такие компоненты, как чистота, точность, выразительность и др. Во многих ситуациях общения речь учителя должна быть пронизана живым отношением говорящего к тому, о чем он говорит. Вот почему порой, казалось бы, внешне безупречно грамотная речь, но «холодная изнутри», не освещенная заинтересованным отношением автора речи к предмету разговора, не доходит до слушателя, а иногда вообще дает обратный результат. Поэтому речь учителя невозможно оторвать от его личности, от стиля отношений с детьми. Учителя, чьим профессиональным кредо является демократический, личностно-гуманный подход к детям, должны постоянно совершенствовать и обновлять внешние средства педагогического общения. В центре речевого взаимодействия учителя с детьми призван стать диалог, исключающий одностороннее речевое воздействие учителя и предполагающий максимальную активность субъектов общения. Думается, что типичные недостатки в речевой деятельности (непоследовательность, отвлечение от изучаемой темы, многословие, неумение точно выразить свою мысль и др.) исходят во многом из односторонней направленности речи педагога, исключающей высокую внутреннюю культуру и профессиональное мастерство. Печально известный «учительский монотон» как раз является следствием «законсервированности» учителя в роли ментора, не умеющего вести диалог, чувствовать партнера по общению, стимулировать его к высказыванию.

Знание языка и владение его ресурсами как принципиальный фактор педагогического мастерства, коррелируется с профессиональным имиджем. Слушатели «резко отрицательно относятся к погрешностям в речи педагога, к речевым штампам, затасканным фразам… Неудачное слово старшего может дать иное направление мыслям, сделать трогательное смешным, исказить содержание сказанного» [3, с. 24]. Речь современного педагога должна быть эталонным воплощением языковой нормы, а также тех коммуникативных качеств, которые способствуют взаимопониманию участников обучения. Ошибка или оговорка, допущенная преподавателем, нередко делает невозможным его позитивный желаемый имидж.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Педагогическая целесообразность речи педагога на разных этапах проведения урока различна: например, на этапе изучения нового материала речь педагога, прежде всего, должна активизировать мыслительную деятельность обучающихся, побуждать их к самостоятельной, активной познавательной деятельности, а не только передавать и транслировать знания. Речь педагога на этом этапе должна соответствовать следующим требованиям: быть логичной, доступной для понимания, выразительной, убедительной, увлекательной, влиять не только на умственную, но и на чувственную сферу обучающихся [4].

В процессе монолога нужно учитывать темп и ритм речи. Можно выделить три темпы речи: замедленный темп (около 50-60 слов в минуту), средний (120 слов в минуту) и ускоренный (более 160 слов в минуту). Выбор темпа речи педагога зависит от возрастных особенностей обучающихся, содержания дидактического материала. Наиболее оптимальным является средний темп речи. Один темп речи должен меняться другим, включать обучающихся в разнообразные ритмические действия (слушание, наблюдение, выполнение определенных кратковременных операций и т.д.).

Педагог должен упорно работать над формированием собственной культуры педагогической речи.

Правила речевой культуры педагога.

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.

Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь педагога Педагог должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Безусловно, владение педагогом культурой речи, постоянное совершенствование ее – это залог успешности профессиональной деятельности. Речь педагога не только условие педагогического мастерства, но и его основа.

10.06.2019 14:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!