СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».
1–2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
В начале урока я высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (улыбнуться друг другу);
-предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; (хорошее настроение и настрой на работу);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Повторяем изученный материал, для открытия нового знания, и выявляем затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4–5 минут. Возникновение проблемной ситуации.
III. Постановка учебной задачи.
Обсуждаем затруднения (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговариваем цель урока. 4–5 минут.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Решаем устную задачу и обсуждаем ее решение. 7–8 минут.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: подводящий к открытию знаний диалог.
(Физкультминутка)
V. Первичное закрепление.
Проговариваем новое знание, запись в виде опорного сигнала. 4–5 минут.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами.
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4–5 мин.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7–8 минут. Сначала предлагаю учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Дети осознают свою учебную деятельность;
- самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2–3 минуты.
Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом? Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать?
Тема: «Разворачивание деятельностной учебной ситуации на каждом из этапов урока
по ФГОС НОО на примерах уроков математики и литературного чтения во 2 классе».
Уважаемые коллеги!
Мы с вами не первый год работаем по ФГОС. И по каждому предмету существуют этапы урока, которые нужно соблюдать.
На основании наблюдений за детьми, я пришла к выводу, что данных этапов недостаточно для пробуждения познавательного интереса влияющего на их мотивацию.
Исходя из этого, я пришла к необходимости использования элементов технологии проблемного обучения (проблемные ситуации) на разных этапах урока, таких как:
Использую приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или помочь решить задание. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Игра по математике «Помоги Мурзику добраться до замка».
Предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит одноклассники или я.
Предоставляю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Дети анализируют различные способы решения задачи, доказывают, что все варианты верны, выбирают самый доступный или рациональный (задача одним действием и двумя).
Элементы технологии проблемного обучения основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Хочу познакомить Вас с некоторыми наработками по предметам «Математика» и «Литературное чтение».
Математика, 2 класс
Обучающимся предлагается запись на доске 3 + 5 х 3 = 18 и 3 + 5 х 3 = 27.
Следует вопрос: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Следующий вопрос: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
На уроках литературного чтения также используются элементы технологии проблемного обучения.
Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и стихотворения, фрагменты из художественной литературы, шутки, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.
1. Пример: На уроке по стихотворению И. Бунина «Листопад» (2 класс) для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд-шоу (листопад).
На уроке мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим. Смотрят слайд-шоу.
- Итак, о каком же осеннем явлении идет речь? (- О листопаде.)
- Значит, тема нашего урока? (Фиксируется тема на доске, дополняясь фамилией автора и названием произведения) - И. Бунина «Листопад».
2. Русские народные сказки. Сказочные герои. (обсуждение сказок и сказочных героев)
Применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения имеет следующие преимущества:
• создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности;
• развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
• формирует универсальные учебные действия;
• обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.
Решение: продолжить использование технологии проблемного обучения на уроках.
Деятельностный подход
● учение через обучение мысли и действию;
● познание и знание-следствие преодоления трудностей;
● свободная творческая работа и сотрудничество.
Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением».
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
Прием 3. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Прием 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 5. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Доказать, что задание учениками не выполнено.
5 способов создания проблемных ситуаций:
- подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение;
- столкновение противоречия практической деятельности;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
© 2017, Толмачева Анжелика Николаевна 157