СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема педсовета «Разворачивание деятельностной учебной ситуации на каждом из этапов урока по ФГОС НОО на примерах уроков математики и литературного чтения во 2 классе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».

1–2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

В начале урока я высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (улыбнуться друг другу);

-предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; (хорошее настроение и настрой на работу);

-самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Повторяем изученный материал, для открытия нового знания, и выявляем затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4–5 минут. Возникновение проблемной ситуации.

III. Постановка учебной задачи.

Обсуждаем затруднения (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговариваем цель урока. 4–5 минут.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Решаем устную задачу и обсуждаем ее решение. 7–8 минут.

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы: подводящий к открытию знаний диалог.

(Физкультминутка)

V. Первичное закрепление.

Проговариваем новое знание, запись в виде опорного сигнала. 4–5 минут.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами.

VI. Самостоятельная работа с проверкой.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4–5 мин.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7–8 минут. Сначала предлагаю учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Дети осознают свою учебную деятельность;

- самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2–3 минуты.

Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом? Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать?

Тема: «Разворачивание деятельностной учебной ситуации на каждом из этапов урока

по ФГОС НОО на примерах уроков математики и литературного чтения во 2 классе».

Уважаемые коллеги!

Мы с вами не первый год работаем по ФГОС. И по каждому предмету существуют этапы урока, которые нужно соблюдать.

На основании наблюдений за детьми, я пришла к выводу, что данных этапов недостаточно для пробуждения познавательного интереса влияющего на их мотивацию.

Исходя из этого, я пришла к необходимости использования элементов технологии проблемного обучения (проблемные ситуации) на разных этапах урока, таких как:

  1. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением».
  2. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».
  3. Приём «яркое пятно».

Использую приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или помочь решить задание. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Игра по математике «Помоги Мурзику добраться до замка».

Предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит одноклассники или я.

Предоставляю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Дети анализируют различные способы решения задачи, доказывают, что все варианты верны, выбирают самый доступный или рациональный (задача одним действием и двумя).

Элементы технологии проблемного обучения основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Хочу познакомить Вас с некоторыми наработками по предметам «Математика» и «Литературное чтение».

Математика, 2 класс

Обучающимся предлагается запись на доске 3 + 5 х 3 = 18 и 3 + 5 х 3 = 27.

Следует вопрос: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Следующий вопрос: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

На уроках литературного чтения также используются элементы технологии проблемного обучения.

Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и стихотворения, фрагменты из художественной литературы, шутки, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

1. Пример: На уроке по стихотворению И. Бунина «Листопад» (2 класс) для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд-шоу (листопад).

На уроке мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим. Смотрят слайд-шоу.

- Итак, о каком же осеннем явлении идет речь? (- О листопаде.)

- Значит, тема нашего урока? (Фиксируется тема на доске, дополняясь фамилией автора и названием произведения) - И. Бунина «Листопад».

2. Русские народные сказки. Сказочные герои. (обсуждение сказок и сказочных героев)

Применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову.

Таким образом, использование технологии проблемного обучения имеет следующие преимущества:

• создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности;

• развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

• формирует универсальные учебные действия;

• обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Решение: продолжить использование технологии проблемного обучения на уроках.

Деятельностный подход

  • учёт интересов учащихся;

● учение через обучение мысли и действию;

● познание и знание-следствие преодоления трудностей;

● свободная творческая работа и сотрудничество.

Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением».

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Прием 3. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 5. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Доказать, что задание учениками не выполнено.

5 способов создания проблемных ситуаций:

- подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение;

- столкновение противоречия практической деятельности;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- предложение рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

31.01.2017 15:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!