СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной и внеурочной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию: Изменение роли ученика Комфортная психологическая обстановка Создание внутренней мотивации учения Корректная педагогическая помощь ребенку Сочетание разнообразных форм работы Межпредметность Создание ситуации успеха Самостоятельность выполнения творческого задания Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников использовать образцовые авторские и народные произведения; зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор; осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения - проблема, над которой приходится много работать. Для решения данной задачи важным, необходимым является – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Для оснащения детей средствами творческого самовыражения используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Все виды творческой деятельности можно разделить на 3 группы методов и приемов: Словесное развертывание образов произведения. Театральная творческая деятельность. Изобразительная творческая деятельность. Словесные методы (чтение слайда) При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленный на то, чтобы сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе выполнения разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности и средств звуковой выразительности. Так, изучая тему «Скороговорки», можно предложить ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения. Главное средство речевой выразительности – интонация. Чтобы прочитать художественное произведение с правильной интонацией осмысление текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Можно использовать следующие задания: передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль; прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение; прочитай предложение с разной интонацией. Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей. Для выявления выразительных возможностей слова можно предложить следующие задания ответить на вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок учится выражать свои мысли, передавать настроение. Для этого использую словарь настроений. Следующий прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора, стихотворения. Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды. Виды творческих работ с пословицей: Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Выбрать сказку, к которой подходит пословица. Определить, какая пословица выражает главную мысль литературному произведению. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Можно провести: конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ. Используем вопросник (вопрос к автору) игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом) Так же можно использовать рассказ от одного героя, с изменением лица рассказчика, творческое продолжение (прогнозирование), дополнение одной из частей произведения, с изменением сюжета (А что было бы если…), перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание с изменением героя. Чтение слайда Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников». 1. Выделять опорные слова из сказки - Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка. - Коллективное выделение опорных слов из сказки. - Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. - Сочинение сказки по опорным словам. 2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки: - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось? - Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк? 3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет. 4. «Выворачивание сказки наизнанку» Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении. - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где: Белоснежка встретила в лесу семь великанов. Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен. 5. Сочинение сказки по началу или по концу. Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. 6. Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием: Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например: К – кикимора А – амулет Щ – щука Е – Емеля Й – йог Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать. 7. Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы. 8. Прием «Свободное выступление» Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Перестановка персонажей внутри одной сказки. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Перестановка персонажей. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Мы с детьми ведём читательские дневники, где дети записывают свое мнение о книге (отзыв). Для этого используем вопросы - Понравился ли тебе рассказ? Почему? - Удачно ли созданы автором образы героев? - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? - Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа. Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения Игра-драматизация. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев; постановка «живых картин» к произведению; составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен; драматические импровизации; развернутые драматические представления. Работа с иллюстрацией Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Обращать внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Эта работа строится по следующему алгоритму: Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация. Какой момент изображен? Прочитать слова, соответствующие иллюстрации. К какой части текста нет иллюстрации? Что мы можем нарисовать? Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная. Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, в мимике, жестах и высказываниях отражается впечатление о героях. Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения Изобразительная творческая деятельностьподразумевает приемы: рисование эпизода, который больше понравился; рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков; изображение настроения эпизода, произведения или персонажа; составление рисованного диафильма; аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; составление картинного плана. В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному. Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее. В нашей жизни все неповторимо, Так ведется издавна, в веках. Только лишь одно бесспорно, зримо, Кто учил – живет в учениках. Учит, значит видит в жизни бег. Верю я, что истинный учитель, На земле счастливый человек!
21.04.2015 12:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!