СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей дошкольников. Но т.к. мы работаем в Центре реабилитации, то говорить сегодня мы будем о детях дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе и детскому саду, корректирует или изменяет цели и задачи образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании активной, творческой личности, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека [2,12] . Должны ли мы развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями или достаточно развить общие способности? Какими являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду.
Ученые считают, что креативные способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей, которые являются средством успешного осуществления деятельности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам и проявляются в интересе к творчеству, в уровне развития логического мышления и воображения.
Поэтому развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями нужно. В большинстве случаев они изолированы от общества и живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети в силу своих «ограничений» воспринимают мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для дошкольного возраста. Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, отсталости, пополняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, дает человеку потребность вечного поиска, а ребенку – стимул к открытию своих способностей.
Но пробудить творческие способности детей, особенно в настоящее время, совсем не просто. У них упал интерес к художественной литературе, пропала коммуникативная языковая и филологическая компетенция. А самое страшное, что оскуднение речи ведет и к духовную оскуднению [24,3].
Возникает противоречие: воспитатели понимают необходимость развивать творческие способности детей, но реализовать это на практике удается немногим.
Успех в развитии творческих способностей дошкольников во многом зависит и от того, какие методы и приемы использует воспитатель, а также от того материала, на основе которого составлены задания для выполнения детьми.
Занятия по речевому общению – одно из основных занятий в системе подготовки детей дошкольного возраста. Это особый предмет программы, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Занятия особенно значимы для личностного развития ребенка, поскольку формируют представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создают условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в чтении.
Занятия по речевому общению пробуждают у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений, к общению.
© 2015, Мальцева Наталья Сергеевна 496