СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевого дыхания - база для развития звукопроизношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речевого дыхания у детей является базой для развития звукопроизношения и всей речи в целом.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.

При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и другие, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы, вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы вынуждены добирать воздух. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются:

1.Вырабатывать свободный, плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.

2. Путём подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Как можно помочь ребёнку выработать правильное речевое дыхание.

Рекомендую начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых

упражнений:

*дутье через соломинку в стакан с водой;

*надувание воздушных шаров;

*дутьё на разноцветные вертушки;

*игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

*пускание мыльных пузырей;

*дутьё на одуванчики весной.

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать игры для развития выдоха своими руками,

снежки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши бумажные бабочки, стрекозы, жуки, порхающие на тесёмках; лёгкие птички; вертолётики и самолётики.

Надо показать ребёнку, как они будут летать, если на них подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно долгим..

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Надо научить ребёнка нюхать цветочек. Сорвать отцветший одуванчик и дуть на него так, чтобы слетели пушинки. Надо следить за тем, чтобы ребёнок хорошо надувал щёчки, не проглатывал и не вдыхал воздух.

Работая над развитием дыхания, мы постепенно подводим ребёнка к осознанию акта дыхания. Даём ребёнку маленькое зеркальце и предлагаем дышать на него, сделать:

А. вдох и выдох через нос;

Б.вдох и выдох через рот;

В.вдох через нос, выдох через рот;

Г.вдох через рот, выдох через нос.

Такую игру можно назвать «Осенний туман».

А ещё интересней « тянуть гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных АО, УЫ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напоминать ребёнку, сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Ребёнок не должен раздувать крылья носа на вдохе и не поднимать слишком высоко плечи.

25.01.2018 19:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!