СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорогие читатели! Развитие речи у ребенка – тема, безусловно, важная для всей семьи. Какие факторы влияют на развитие речи? Почему сегодня дети начинают говорить позже, чем их бабушки и дедушки? Современные гаджеты, компьютер и телевизор – враги или помощники для родителей? На эти и другие вопросы я попросила ответить специалиста по развитию речи Светлану Владимировну Кидову.

Многие отмечают, что сейчас многие дети начинают позже говорить по сравнению с их бабушками, дедушками. Так ли это? С чем вы это связываете? С перегрузкой информацией?

На мой взгляд, это действительно так. Причину этого я вижу в том, что мы стали менее внимательны к детям. Мы много возимся с компьютерами, а с детьми стали меньше заниматься. Раньше наши бабушки активно занимались детьми, играли, читали. Кроме того, в детских садах была очень активная программа. Что, на ваш взгляд, сегодня задерживает формирование речи? Во-первых, это социальные факторы. Прежде всего, элементарные педагогические ошибки. Мы не умеем слушать собственных детей: включаем ему мультик, чтобы он не приставал, даем соску, чтобы не кричал, бутылочку с питанием, сам сосал питание. Получается, что у ребенка нет никакого стимула говорить. Причиной задержки развития речи может стать и гиперопека: родители понимают ребенка с первого слова, и ему не нужно говорить самому, его и так поймут. Вторая группа причин задержки темпов речевого развития связана с недостаточностью сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. Это нарушение фонематического восприятия (не умеет различать разные фонемы), моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса. Тут нужно обратиться, прежде всего, к неврологу, логопеду и посмотреть, в чем же все-таки причина. Нередко комбинируются социальные факторы и неврологические проблемы. Ну и наконец, настоящая беда – это детское одиночество, когда в семье проблемы и ребенок предоставлен сам себе. Что еще может задерживать речевое развитие? Для правильного речевого развития ребенок должен видеть артикуляцию. Когда вы читаете книгу ребенку, разворачивайте ее к нему и наклоняйтесь, чтобы ребенок видел, как вы говорите. Я не рекомендую включать аудиосказки детям с 3 лет. Почему? Малыш не видит артикуляции и воспринимает аудиосказку как шумовой эффект. Этого не должно быть. Если нужно отвлечь ребенка, скажем, в машине, пусть это будут песенки, но не аудиосказки.

Что делать тем родителям, которых беспокоит речевое развитие ребенка?

Если вы беспокоитесь по поводу речевого развития ребенка, сходите к логопеду, неврологу, так как часто на речевом развитии сказываются неврологические проблемы. Обязательно надо исключить нарушение слуха у ребенка. Может потребоваться и семейный психолог как третье лицо, которое поможет супругам договориться, найти решение проблемы. Я очень часто направляю к семейному психологу родителей ребенка при логоневрозе. В случае гиперопеки и других педагогических ошибок важно изменить условия воспитания и тип родительского поведения. Развивайте артикуляционную моторику и речевое дыхание. Очень рекомендую заниматься этим папам. Папы обычно делают это весело и здорово, им это очень нравится.

Технологии и семья. Мы на Клубе отцов посвятили 2 встречи обсуждению темы «Технологии и семья». Некоторые отцы поделились своими наблюдениями, как их дети начинают сердиться, изо всех сил привлекать к себе внимание, когда родители с головой ушли в свои смартфоны или ноутбуки. Чувствуют, что они при этом отдаляются.

[2] Сегодня мы, родители, нередко пытаемся развивать детей с помощью новых гаджетов, однако с этим надо быть очень осторожными, соблюдать меру и не заменять техникой живое общение. Покажу на живом примере. Недавно общалась с одной семьей. Мама рассказала, что ее ребенок отлично показывает цвета, формы, но на айфоне. Я предложила проверить, но на моей программе. Ребенок стал путаться и теряться ни цвет не может определить, ни форму, ни размер. Делаем вывод: он просто запомнил расположение изображений на экране. Дети легко осваивают новые технологии, но полностью полагаться на них в плане развития ребенка не следует, эта замена не полноценная. Почему я еще плохо отношусь к компьютеру? Никакой компьютер не научит ребенка понимать эмоции и мимику. Сегодня не все дети способны считывать эмоции, и это тенденция нашего времени. Отсюда и проблемы с поведением у детей. Ребенок должен учиться понимать эмоции у реального человека, а не с мультяшного или компьютерного персонажа. Малыш улавливает изменения настроения у мамы: когда мама сердится, радуется, беспокоится. В компьютере нет эмоций: там есть звуки и просто изменение цвета. Но ваше лицо, когда вы злитесь, например, краснеет не так ярко, как в компьютере.

Развитие эмоциональной сферы должно быть первостепенным по сравнению со всем остальным. Рассматривайте картинки и описывайте эмоции: мальчик радуется, мальчик грустит. Потом можно поиграть: покажи, как ты радуешься, как ты грустишь. Такие занятия способствуют тому, чтобы малыш начал понимать эмоциональное состояние. Но само это не придет – этому надо учить. Неспособность ребенка считывать эмоции — это тревожный сигнал в отношении его развития.

А как Вы относитесь к телевидению?

У нас дома телевизор редко включается. Как-то мой собственный ребенок преподал мне урок: он зашел в комнату, где я смотрела телевизор и спрашивает: «Мама, как ты можешь смотреть телевизор? Вот рассказывают про какой-то фестиваль, а потом сразу же про случившееся у детей горе». И вправду, вся информация подается одинаково, поэтому для меня телевизор – просто звуковой фон. А ребенок зашел и в шоке, как это мама никак не реагирует сообщение, которое должно бы тронуть. Он недоумевает, почему у меня нет никакой эмоциональной реакции на то, что там происходит, почему я стала такой бездушной, бессердечной. И он был прав! Чтение детям.

[3]

Когда нужно начинать активно читать детям?

Я считаю (и со мной согласятся многие специалисты) : детям нужно читать, начиная с 6 мес. Это поначалу могут быть простейшие потешки, прибаутки. То, чем владели наши бабушки. С 6 месяцев можно уже рассматривать книжки. При этом лучше игрушки чередовать с книжками, чтобы ребенок привыкал к изображению на плоскости и вообще к книге. С 9 месяцев можно уже великолепно читать с ребенком, хоть его и хватает ненадолго.

Есть родители, которые говорят, что их ребенок не читает… А насколько распространена ситуация, когда ребенок не хочет читать?

Как правило, дети хотят читать, они хотят подражать вам, родителям. Когда ребенок прочтет первый слог и увидит счастливую маму, я вам гарантирую, что он захочет дальше читать. Чаще всего есть причина, по которой у него не получается это сделать: или не понимает, и тогда надо разобраться, почему, или же вы делаете что-то неправильно, не владея методикой обучения. Не надо его сажать себе на руки, не надо его звать и говорить: «Пойдем почитаем». Вы садитесь и читаете сами себе. Я вас уверяю, когда вы начнете делать это в пятнадцатый раз, ребенку станет жутко интересно, что же папа или мама там делают. Он к вам подползет посмотреть, что же там происходит. Можно даже провоцировать малыша: не показывать ребенку книжку. Это вызовет еще больший интерес. Я учила своего ребенка так: рассказала ему, как читала книги ночью с фонариком под одеялом, как меня ругали, запрещали. Ему стало очень интересно и он тоже начал с фонариком читать.

Это очень оригинальный и ценный совет.

Если ребенок послушал несколько страничек, а потом хочет перелистывать, ничего страшного. Если он перелистнул книгу к концу, прочитайте конец. Ему может еще не хватать внимания. Не все книжки ребенок может хотеть читать — по некоторым книжкам, которые он уже хорошо знает, у него может возникнуть желание поговорить.

Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок начал читать как можно раньше. Насколько это оправдано? Когда вы что-то даете ребенку или чему-то обучаете, прежде всего, нужно ответить на вопрос: «зачем?» Я не понимаю, зачем в 2 года учить ребенка читать. Чтобы хвастаться на площадке, что ребенок это умеет? Когда мне мама ребенка говорит «Я хочу, чтобы он у меня в 3 года читал», я всегда спрашиваю «зачем?». Ребенок в 3 года физически не способен прочитать книжку, которая ему уже необходима по возрасту. Если в 4 года он будет читать «Колобка», то это будет тормозить развитие ребенка. В 4 года ему нужно читать уже более серьезные книжки, иначе чтение не будет увлекательным для ребенка процессом.

По моему опыту, дети по-настоящему начинают читать и любить книгу где-то со 2 класса. К 1 классу они только совершенствуют понимание прочитанного, а во втором классе уже четко видно, любит он читать или не любит. Если ребенок рано начинает читать, это не факт, что он не делает это механически. То же самое может произойти и со счетом. Например, дети с дефектами психического развития могут прекрасно считать до ста, до тысячи. Малыш пересчитал грибочки: 1,2,3,4,5, а сколько их, сказать не может. Я спрашиваю: «Так сколько здесь грибочков?», а он опять считает: 1,2,3,4,5. Замечу еще: очень часто, когда ребенок овладевает чтением, родители перестают читать ему, а это очень важный процесс для развития ребенка.

Хотела бы обратить внимание родителей на следующий важный момент. Очень многие начинают обучению чтению с 3-4 лет, знакомя с буквами, а не со звуками. Я очень не люблю звуковые книжки и развивающие компьютерные игры для детей раннего возраста, так как в большинстве случаев они рассчитаны на то, чтобы ребенок выучил букву, а не звук. Это мешает чтению. Потом дети приходят ко мне в 4 года и начинают: «мэ-а-мэ-а». Отучить от этого очень тяжело. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обучался правильно, прочитайте хорошие книги или отдайте ребенка специалисту. Обращайте внимание на бабушек, которые часто пытаются научить детей рано читать.

11.09.2017 14:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!