СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через применение интерактивных методов обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда так резко меняется отношение к русскому языку, литературе, нам, учителям, нужно сделать все, чтобы ученики любили язык, читали и анализировали художественные произведения. А затем это находило бы отклики в их душах.

    Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых.

Знакомясь с различными современными педагогическими технологиями и его внимательными изученьями, учителя могут натолкнуться на свежую мысль, получить подсказку об эффективных методических ходах или приемах в работе на уроке.

    Исходя из этого, я выбрала для себя методическую проблему: « Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через применение интерактивных методов обучения »

   Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

   Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику стать полноправным участником учебного процесса.

    Поэтому в работе с детьми ставлю такую ??ЦЕЛЬ:

обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки с использованием возможности тесного сотрудничества ученика и учителя.

    ОТСЮДА вытекают Задачи :

-формирование знаний, умений и навыков орфографической и пунктуационной грамотности учащихся через технологию интерактивного обучения;

- Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

- Воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

-воспитание нравственно-эстетических качеств у учащихся.

В результате этого была определена моя методическая система, в основе которой лежит принцип интерактивного обучения. Система состоит из УМК, межпредметных связей, контроль ЗУН, технологий, которые я применяю на различных этапах урока, типы урока, Методы и формы работы и путей РЕАЛИЗАЦИИ методической Проблемы.

 

Технология интерактивного обучения

 

   Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово " интерактив " образовано от слова "взаимодействовать" (англ.), где "Интер" - взаимный, "акт" - действовать. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель - ученик" или "учитель - группа учащихся (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "ученик - ученик" (работа в парах), "ученик - группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа учащихся - аудитория" (презентация работы в группах), "ученик - компьютер" и т.д.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

     

Интерактивые формы нацелены на: 

- Стимулирование учебно-познавательной мотивации;

-развитие самостоятельности и активности;

-воспитание аналитического и критического мышления;

-формирование коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся.

Важно, как учитель мотивирует деятельность детей, так как мотивация - это Основное условие   интерактивного обучения.      Интерактивные технологии обучения -. это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех ЕГО участников процесса обучающего познания Технологии интерактивного обучения. 1) Работа в парах. 2) Ротационные (сменные) тройки. 3) Карусель. 4) Работа в малых группах. 5) Аквариум. 6) Незаконченное предложение. 7) Мозговой штурм. 8) Броуновское движение. 9) Дерево решений . 10) Суд от своего имени. 11) Слушания. 12) Ролевая (деловая) игра. 13) Метод пресс. 14) Займи позицию. 15) Дискуссия. 16) Дебаты.  

Что представляют собой формы интерактивного обучения ? В своей работе я использую чаще всего наиболее известные из них - "большой круг", "дискуссия", "займи позицию", "мозговой штурм", "дебаты", «дерево решений», «суд от своего имени». «Ролевая (деловая) игра» - на уроках литературы при анализе произведения; «Работа в парах», «работа в малых и больших группах», «незаконченное предложение» - при выполнении тренировочных упражнений и при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка. 

Интерактивное обучение помогает мне решать такие задачи:

- Развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- Решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- Развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), То есть обеспечивает решение обучающих задач;

- Обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Применяя данную технологию, качество знаний учащихся по русскому языку за 3 года поднялся с 59% до 67%, а по литературе - с 57% до 83%. Мною выпущены сборники «Контрольные работы по русскому языку.5-9 классы», «Промежуточный контроль знаний по русскому языку.5-11 классы», «Задания для проверки знаний учащихся по русской литературе.9-10 класс». Мои ученики занимали призовые места, принимая участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах.

Заключение

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

И хотелось мне закончить свое выступление словами Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, изучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах ».

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации.

 

   Советую учителям проводить такую ??форму работы, так как она имеет много положительных критериев:

1.За короткий срок можно проверить знания учащихся.

2.Проверить знания по предыдущей теме (разделу, курсу).

3.Повысить речевые навыки учащихся.

4.Привить интерес к изучаемому предмету.

5.Повысить активность учащихся на уроке.

6.Отразить межпредметную связь.

7.Повысить накопляемость оценок.

Категория: Всем учителям
29.12.2014 07:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!