СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы виды сенсорных ощущений. Развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира это и есть сенсорное развитие ребёнка. Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, количеством, положением предметов в пространстве и пр. – помогают, специально разработанные игры и игрушки, которые, в свою очередь способствуют развитию мелкой моторики рук.
В последнее время часто стоит вопрос о проблемах качественной подготовки детей к обучению в школе и полноценного развития ребенка. Одним из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движения рук.
Если говорить о сенсорных эталонах, то тактильные в большей степени отвечают за развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение, для общего физического развития ребенка на протяжении всего детства.
Мелкая моторика по определению М.М.Кольцовой – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Эти движения не являются безусловными рефлексами, следовательно, требуют специального развития.
Анализируя работы детей, выпускающихся в первый класс, я пришла к выводу – необходимо создать условия для развития мелкой моторики у детей. Это и стало моей целью.
Исходя из поставленной цели, поставила перед собой следующие задачи:
Развитие высших психологических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. О том, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В.А.Сухомлинский.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой и наша главная задача – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Самое легкое упражнение – легкий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находиться самая важная точка – центр развития речи. Помимо ладошки, очень важно воздействовать на пальчики. Можно использовать разнообразные ежедневные упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Но в последнее время можно заметить, что родители покупают детям обувь, которая не вызывает ни каких усилий.
Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды. Традиционные игры и пособия дополняются пособиями, сделанными своими руками совместно с родителями.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики.
Все эти игры учат подбирать предметы, чередуя их по цвету, составляя целое из частей, ориентируясь на цвет, величину, форму. Развивают зрительную память, воображение. Учат умению следовать поставленной цели, действовать последовательно. Накапливают сенсорный опыт при действии с объёмными геометрическими фигурами, практически познают их свойства. Дидактические игры и упражнения подбираются с учётом постепенного их усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.
Одной из важных задачей целенаправленного процесса развития моторики, является работа с родителями: анкетирование, консультации, родительские собрание, изготовление пособий, участие в конкурсах, праздниках, развлечениях.
Перспектива
Итак, достаточный уровень развития моторики является одной из самых важнейших предпосылок формирования специальных навыков – навыков чтения и письма, которые занимают ведущее место в структуре учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость полноценного развития и общей, и артикуляционной, и мелкой моторики.
© 2017, Мельник Светлана Ивановна 378