© 2019, Сеферова Анджелла Сеферовна 355
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для современных школьников.
Актуальность данного опыта заключается и в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно – технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
В основу данного опыта положена, в первую очередь концепция развития познавательного интереса Г.И. Щукиной. В частности, использованы:
Так как основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников - это использование на уроках идей проблемного обучения, то в данном опыте использованы также знания теоретических основ организации проблемного обучения (по М.И. Махмутову) и в частности, представления о средствах организации проблемного обучения, о способах создания проблемных ситуаций и их решения.
Кроме общих педагогических идей и концепций, данный опыт базируется на работах Солдатовой Т.Б., Гусевой Т.А., Сгибневой Е.П. по организации тематических вечеров и предметной недели физики; Ланиной И.Я. по проведению игр по физике; Бобровой СВ. о способах организации нестандартных уроков.
Цели и задачи педагогического опыта
Опыт позволяет реализовать цель: развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. При этом решаются следующие задачи:
Технология педагогического опыта
В условиях обновления содержания образования основной и средней школы происходит переориентация целей и задач обучения. Основное внимание уделяется не конкретным знаниям, а компетенциям и навыкам, которые приобретает ученик в процессе обучения, при этом резко возрастают требования к качеству мотивации обучения и к формированию познавательного интереса учащихся к предмету, а одной из приоритетных задач становится активизация мыслительной деятельности учащихся.
Решать эту задачу преподавателю в большей степени помогают различные внеклассные предметные мероприятия и современные нестандартные уроки.
Проведение разнообразных тематических вечеров, игр, конкурсов и викторин позволяет учителю оживить учебно-воспитательный процесс, раскрыть творческий потенциал каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность учащихся и развивать интерес к учебному материалу. А проведение нестандартных уроков обеспечивает высокую учебно-воспитательную эффективность, усиливает практическую направленность обучения, знакомит учащихся с современными достижениями науки, иллюстрирует взаимосвязь различных наук и способствует созданию единой картины мира и формирует научное мировоззрение.
В своей работе учитель использует метод проектов. Так, учащиеся делают сообщения на уроках физики, например, о жизни и творчестве ученого; исследуют конкретную проблему при изучении того или иного явления и др.; пишут рефераты на избранную тему.
В целях прогнозирования учебного процесса, преподаватель пытается реализовывать новые подходы к тематическому планированию. Основными принципами являются:
Разработана профильная программа для 10 класса физико-химического профиля.
Написана творческая исследовательская работа на тему: «Особенности методики подбора и решения задач по физике в профильных классах».
Новизна опыта
Элементом новизны данного опыта является попытка сочетать деятельностный и проблемный подходы с целью повышения познавательного интереса, что обеспечивает всестороннее многоплановое развитие личности ребенка.
Адресная направленность
Опыт рекомендован для использования в практической работе учителям физики общеобразовательных школ, руководителям физических кружков, организаторам дополнительного физико-математического образования.
© 2019, Сеферова Анджелла Сеферовна 355