СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков исследовательской деятельности на занятиях специального курса «Человек в истории. Россия-ХХ век»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков исследовательской деятельности на занятиях специального курса «Человек в истории. Россия-ХХ век»

Бубнова Нэля Владимировна,

учитель географии, МБОУ «Лицей №1»

Ученик – это не кувшин,

который надо заполнить знаниями,

а факел, который надо зажечь.

Сократ

Современное общество формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Введение в старшей школе на уровне среднего общего образования системы специализированной подготовки - профильного обучения - предусматривает усиление практической направленности образования. Основной замысел состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, соединенного с процессом социализации обучающихся в реальных условиях современной экономики, (рыночных отношений), что должно повысить конкурентоспособность выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда.

Перед выпускниками образовательных организаций и их родителями стоит непростая задача: сделать выбор дальнейшего пути обучения. Значимой проблемой для учителей, школьных психологов является подготовка выпускника к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. От этого выбора в конечном итоге зависит их дальнейшая удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Одним из условий, способствующих минимизации ошибки «выбора», является грамотно выстроенная система профилизации на уровне старшей школы и проведение учебных и внеучебных социальных практик школьников.

МБОУ «Лицей №1» г.Усолье-Сибирское на протяжении всей 25 летней истории реализует профильное образование по физико-математическому, химико-биологическому, лингвистическим профилям. Выпускники нашего учреждения осознано делают выбор дальнейшего пути обучения. Этому способствует организация социальных практик как условие занятий исследовательской деятельностью.

Под исследовательской деятельностью обучающихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением. То, что дети могут сделать сегодня вместе с учителем, завтра каждый из них должен научиться делать самостоятельно. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана во ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? Как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда?

Сегодня редко можно встретить детей, в которых «интерес к неизведанному познанию» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо, он сам будет прокладывать себе дорогу. Таких ребят мы называем одаренными детьми.

Считаю, что одним из эффективных методов по реализации этих задач, является приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности через создание на занятиях специального курса «Человек в истории. Россия ХХ - век» условий для сознательного, активного участия в творческой деятельности, приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели. Повышение мотивации к предметам гуманитарного цикла: истории, краеведению, географии, литературе - которые составляют профильное ядро социально-гуманитарного профиля обучения.

Для решения поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:

1. помочь обучающимся овладеть навыками исследовательской деятельности путём развития познавательной активности, мыслительных способностей;

2. обучить лицеистов основам научного творчества и способам его применения;

3. содействовать становлению речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося.

Среди множества разных учебных программ выделяю программу специального курса для обучающихся 10-11 классов «Человек в истории. Россия ХХ век», которая реализуется на протяжении пятнадцати лет в лицее. В ней могут участвовать обучающиеся лицея со своими исследовательскими работами и проектами, которые они представляли на занятиях. Данная программа усиливает профильную направленность и способствует развитию интереса к самостоятельной работе над созданием исследовательского проекта, в процессе которого лучше всего формируется культура умственного труда.

Особенностью данной программы является углубленное изучение истории и географии России на примере своего региона и истории своей семьи. Выбор темы «История семьи» поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, родных и близких учащихся. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Работы, в которых отражается отношение разных поколений к прошлому, - примеры того, как передается семейная память.

Ежегодно лицеисты становятся участниками Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее, Сибирь» в Иркутской области. Эта необычная и уникальная программа - долгожительница, которая объединяет талантливых ребят и учителей со всех уголков нашей Иркутской области. Твердо и уверенно 23 года шагает она по Иркутской земле. И все эти годы центром притяжения талантливых учителей и их одарённых воспитанников является Лицей №1 города Усолье-Сибирское.

По этой дороге вместе со мной и программой «Шаг в будущее» шагали несколько поколений выпускников. Как учитель географии, как учитель исследователь, шагая с программой пятнадцать лет, воспитала не одно поколение выпускников- «шаговцев». В каждом выпуске есть такие ученики, которые оставили особый след в моей педагогической деятельности. Их исследовательские и поисковые работы, выступления, путешествия и экскурсии, ум и талант навсегда останутся в моем творческом багаже.

О своих интересных и талантливых учениках хочется рассказать, потому что каждый запомнился по-своему. Моя память хранит имена и фамилии моих лицеистов, о каждом из которых можно поведать много яркого и необычного из лицейской жизни, они - моя гордость.

Одна из первых выпускниц-2006 года, прошедших «ШАГ» - Кружалина Анастасия, ныне кандидат исторических наук, преподаватель Иркутского государственного университета.

Творческий и самостоятельный, увлеченный и знающий свое дело, постоянно стремящийся к цели Михаил Маслов ныне – мой коллега, работает учителем истории.

Трудолюбивый, надежный, интеллигентный Егор Тухватулин, который продолжает начатое в качестве ученика–исследователя в лицее дело- сопровождает ребят в качестве наставника-исследователя на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век» в г. Москва. Егор ежегодно получает приглашение для работы с молодым поколением учеников-исследователей. Михаил и Егор-это моя гордость, потому что ум и талант, исследовательские работы, выполненные в лицее, под моим руководством, получили достойное вознаграждение: отмечены премией фонда Михаила Прохорова.

А все начиналось с нашей программы «Шаг в будущее». Среди моих выпускников добрые и по-взрослому серьезные ребята Александр Ляховчук, Александр Кандалов. Любознательные, самостоятельные и твердые в своих решениях Артем Зверев и Евгений Иванов, они всегда готовы прийти в любую трудную минуту на помощь. Требовательные и стремящиеся к поиску, настойчивые и ищущие свой путь в развитии Наталья Никоварж и Мария Перевалова, прожили за два года трудный путь исследователя. Все они сейчас студенты, многие продолжают учебу в магистратуре. У всех ребят есть свое стремление к результату. Среди моих учеников-«шаговцев» есть журналисты и учителя, юристы и инженеры, врачи и специалисты Министерств образования (Гиниятулина Екатерина, выпуск 2008г.) и социального развития (Перевалова Анна, выпуск 2008 г.) Иркутской области словом, люди разных профессий. Я считаю, что в их успехах есть частичка и моего труда. И каждый из них идет по этой жизни, выбирая свой путь, но при этом оставаясь благодарным лицею, учителю и,конечно, программе «Шаг в будущее». Самая большая награда для меня как учителя - это не только победы моих учеников на олимпиадах и конкурсах, которых за это время было много. Как-то меня спросили коллеги:

-В чем секрет Вашей плодотворной работы?

-Ничего особенного. Секрета никакого нет. Просто мне самой нравиться заниматься с ребятами, познавать новое. Интересно пробуждать интерес к знаниям в своих учениках.

Совсем не обязательно, что все участники программы «Шаг в будущее» стали учеными. Истина в том, что ребята обрели те интеллектуальные и исследовательские умения, которые необходимы в профессии и так востребованы обществом сегодня. А самое главное - это вести об успехах моих воспитанников, когда ты ловишь себя на мысли, что есть и мой вклад в их жизненный успех. Успехам своих учеников учитель радуется больше, чем своим. И я горжусь этими ребятами, с кем мне пришлось заниматься.

17.02.2021 15:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!