СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация: В статье рассматриваются особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, их взаимосвязь с личной ответственностью школьников.
Ключевые слова: нравственность, мораль, личная ответственность, младшие школьники.
На сегодняшний день обязательным пунктом образовательной системы является формирование у учеников начальной школы основных видов универсальных учебных действий (далее УУД), что отражает в себе новый ФГОС НОО второго поколения в соответствии с фундаментальными целями образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внеклассной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность) [1].
Проблема духовно-нравственного воспитания была распространенной во все времена, в которых существовала педагогика. Эту проблему тщательно разбирали и изучали известные педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, Б.Г. Гершунский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, П.А. Флоренский, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров, М.А. Аникеев и др.
Сегодня современная педагогика и психология могут предложить конструктивные решения определенных задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием и развитием нравственности: существует подробное объяснение генетико-исторического подхода к рассмотрению духовных ценностей (З.И. Равкин, С.И. Маслов, Б.И.Додонов); образовательный процесс имеет сбалансированные и отработанные приемы, позволяющие передать ценности (С.Г. Гладнева, С.И. Маслов, М.В. Аникеев) [5]; присутствует определение важных нюансов при воспитании нравственных качеств у детей младшей возрастной группы (В.Т. Чепиков); созданы и отработаны на практике педагогические условия, чтобы актуализировать нравственные поступки учащихся младших классов (Е.В. Фадич). На текущий момент полностью раскрыть суть формирования нравственных понятий у учащихся младших классов не удалось, отсутствует подход и понимание очередности выполнения процесса.
Образовательная сфера позволяет создать удобные условия, чтобы сформировать понятия нравственности у учащихся младших классов. Процесс освоения личностных УУД помогает адекватно замотивировать школьника в системе мотивации учебной деятельности. Аналогичным образом выстраивается система важных нравственных понятий личности (Т.К. Цветкова, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд и др.) Нравственное развитие личности учащегося младших классов определяется по степени сформированности у него такового. Стоит акцентировать внимание на том, что достичь эффективных результатов возможно при условии, что не только учитель будет прикладывать усилия, но и сам ученик. Полностью реализовать эту деятельность возможно лишь в процессе обучения, так как «образование – процесс и результат овладения учеником систематизированных знаний, важных умений и способностей, формирование устойчивого мировоззрения, различных личностных качеств, продвижение творческого потенциала» [7].
11 лет учебного процесса являются достаточным сроком для того, чтобы сформировать нравственные понятия у учащегося. Но уникальная сензитивность к духовно-нравственному развитию и база нравственных ориентаций подается в виде основ именно в 1-4 классе.
У учащихся младших школьников имеются определенные психологические способности, если сравнивать их с взрослыми людьми. Они заключаются в логике познавательной деятельности. Прежде всего, ребенок эмоционально принимает объект познания, далее происходит взаимодействие с предметом и только в самом конце, сделав тщательный анализ собственных действий, он может частично познать объект[2].
На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования понятий, с выделением особенностей мышления учащихся начальной школы и основных этапов познания, выделенных в работах Л.С. Выготского., Г.Г. Гранатова, К.Д. Ушинского, были выявлены следующие этапы формирования нравственных понятий у учащихся начальных классов:
1. Первичное синтезирование нравственного представления и изначальное определение нравственного понятия.
На данном этапе верным будет обращение к личному опыту школьников, актуализация их нравственных представлений, организация эмоционального восприятия нового понятия.
2. Обширная характеристика нравственного понятия, вычленение существенных и несущественных признаков нравственного понятия.
3. Использование, конкретизация и обобщение нравственного понятия в обучении.
4. Внедрение нравственных понятий в активный словарь школьников в процессе оценки себя и других людей, своих и чужих поступков, каких-либо жизненных ситуаций, в своих творческих работах.
Так же сформулированы факторы, дающие определение специфике процесса формирования нравственных понятий у младших школьников: 35
― формирование нравственных понятий осуществляется на основе союза логического и эмоционально - образного компонентов мышления младшего школьника;
― целенаправленное осмысление эмоционального восприятия нравственных понятий вместе с рациональным познанием воплощает связь эмоций с логикой и приводит к поэтапному формированию нравственных понятий;
― для формирования необходимо отобрать нравственные понятия с учетом возрастных особенностей мышления учащихся, нравственных ценностей, принадлежащих определенному обществу[5,6].
К.А. Климова пишет об обязательном условии в отношении каждого ученика в целях его успешного обучения в школе, активной деятельности в рамках коллектива класса выполнять свои учебные обязательства. Насколько большей будет ответственность каждого учащегося (при равных для всех условиях), настолько большей будет эффективность в его обучении.
По К.А. Климовой учащиеся младшей школы могут иметь такие показатели начальных форм ответственности:
Анализируя полученные данные о сформированности нравственных понятий и личной ответственности среди учеников 3 и 4-х классов, можно сказать следующее:
Таким образом, мы установили следующее: чем выше нравственный уровень младших школьников, тем чётче сформированы их представления об ответственности у себя и окружающих, а также тем выше выражена личная ответственность у данных школьников. Можно говорить о тесной связи данных качеств. Также, можно предположить, что именно сформированные нравственные представления способствуют проявлению ответственности у младших школьников, осознанию своих поступков и их последствий.
© 2020, Коноваленко Ольга Витальевна 351