СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личной ответственности на основе представлеий о нравственных нормах у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье рассматриваются особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, их взаимосвязь с личной ответственностью школьников.

Ключевые слова: нравственность, мораль, личная ответственность, младшие школьники.

На сегодняшний день обязательным пунктом образовательной системы является формирование у учеников начальной школы основных видов универсальных учебных действий (далее УУД), что отражает в себе новый ФГОС НОО второго поколения в соответствии с фундаментальными целями образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внекласс­ной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятель­ность) [1].

Проблема духовно-нравственного воспитания была распространенной во все времена, в которых существовала педагогика. Эту проблему тщательно разбирали и изучали известные педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, Б.Г. Гершунский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, П.А. Флоренский, Л.Н. Толстой, Н.Д. Никандров, М.А. Аникеев и др.

Сегодня современная педагогика и психология могут предложить конструктивные решения определенных задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием и развитием нравственности: существует подробное объяснение генетико-исторического подхода к рассмотрению духовных ценностей (З.И. Равкин, С.И. Маслов, Б.И.Додонов); образовательный процесс имеет сбалансированные и отработанные приемы, позволяющие передать ценности (С.Г. Гладнева, С.И. Маслов, М.В. Аникеев) [5]; присутствует определение важных нюансов при воспитании нравственных качеств у детей младшей возрастной группы (В.Т. Чепиков); созданы и отработаны на практике педагогические условия, чтобы актуализировать нравственные поступки учащихся младших классов (Е.В. Фадич). На текущий момент полностью раскрыть суть формирования нравственных понятий у учащихся младших классов не удалось, отсутствует подход и понимание очередности выполнения процесса.

Образовательная сфера позволяет создать удобные условия, чтобы сформировать понятия нравственности у учащихся младших классов. Процесс освоения личностных УУД помогает адекватно замотивировать школьника в системе мотивации учебной деятельности. Аналогичным образом выстраивается система важных нравственных понятий личности (Т.К. Цветкова, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд и др.) Нравственное развитие личности учащегося младших классов определяется по степени сформированности у него такового. Стоит акцентировать внимание на том, что достичь эффективных результатов возможно при условии, что не только учитель будет прикладывать усилия, но и сам ученик. Полностью реализовать эту деятельность возможно лишь в процессе обучения, так как «образование – процесс и результат овладения учеником систематизированных знаний, важных умений и способностей, формирование устойчивого мировоззрения, различных личностных качеств, продвижение творческого потенциала» [7].

11 лет учебного процесса являются достаточным сроком для того, чтобы сформировать нравственные понятия у учащегося. Но уникальная сензитивность к духовно-нравственному развитию и база нравственных ориентаций подается в виде основ именно в 1-4 классе.

У учащихся младших школьников имеются определенные психологические способности, если сравнивать их с взрослыми людьми. Они заключаются в логике познавательной деятельности. Прежде всего, ребенок эмоционально принимает объект познания, далее происходит взаимодействие с предметом и только в самом конце, сделав тщательный анализ собственных действий, он может частично познать объект[2].

На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования понятий, с выделением особенностей мышления учащихся начальной школы и основных этапов познания, выделенных в работах Л.С. Выготского., Г.Г. Гранатова, К.Д. Ушинского, были выявлены следующие этапы формирования нравственных понятий у учащихся начальных классов:

1. Первичное синтезирование нравственного представления и изначальное определение нравственного понятия.

На данном этапе верным будет обращение к личному опыту школьников, актуализация их нравственных представлений, организация эмоционального восприятия нового понятия.

2. Обширная характеристика нравственного понятия, вычленение существенных и несущественных признаков нравственного понятия.

3. Использование, конкретизация и обобщение нравственного понятия в обучении.

4. Внедрение нравственных понятий в активный словарь школьников в процессе оценки себя и других людей, своих и чужих поступков, каких-либо жизненных ситуаций, в своих творческих работах.

Так же сформулированы факторы, дающие определение специфике процесса формирования нравственных понятий у младших школьников: 35

― формирование нравственных понятий осуществляется на основе союза логического и эмоционально - образного компонентов мышления младшего школьника;

― целенаправленное осмысление эмоционального восприятия нравственных понятий вместе с рациональным познанием воплощает связь эмоций с логикой и приводит к поэтапному формированию нравственных понятий;

― для формирования необходимо отобрать нравственные понятия с учетом возрастных особенностей мышления учащихся, нравственных ценностей, принадлежащих определенному обществу[5,6].

К.А. Климова пишет об обязательном условии в отношении каждого ученика в целях его успешного обучения в школе, активной деятельности в рамках коллектива класса выполнять свои учебные обязательства. Насколько большей будет ответственность каждого учащегося (при равных для всех условиях), настолько большей будет эффективность в его обучении.

По К.А. Климовой учащиеся младшей школы могут иметь такие показатели начальных форм ответственности:

  • Осознание важности действий, которые имеют значение для других людей.
  • Характер действий в отношении достижения значимых по отношению к другим людям действий: действовать своевременно, стараться справляться с возникающими трудностями, использовать рациональные для конкретной ситуации решения, достигать конечной цели, выполнять доработку, если сразу не получилось сделать то, что нужно в достижении общественно важного действия.
  • Переживания своих действий эмоционально: сначала ученик удовлетворен результатом того, что работа поручена ему, после этого он начинает переживать за достижение результата, дальше радуется достижимому и гордится, ощущает моральное удовлетворение от результата и переживает относительно того, как оценят это не только взрослые, но и сверстники. Проявиться это может и в речи ребенка, мимике, последующих действиях.
  • Осознание необходимости быть ответственным перед теми, которые обязывают выполнить поручение.

Анализируя полученные данные о сформированности нравственных понятий и личной ответственности среди учеников 3 и 4-х классов, можно сказать следующее:

  • В целом, нравственные понятия школьниками определяются достаточно грамотно, у них сформированы нравственные представления. Учащиеся 3-х классов, в силу своего возраста, имеют небольшие затруднения в определении понятий.
  • У основной части школьников обеих групп выявлен средний уровень сформированности нравственных понятий.
  • При анализе эмоциональных потребностей младших школьников было выявлено, что большинство младших школьников готовы думать и заботиться не только о себе, но и об окружающих. Они испытывают широкий спектр эмоций и чувств по отношению к качествам, чувствам, отношениям других людей, выраженным с помощью нравственных понятий.
  • Сравнительный анализ представлений о нравственных нормах и уровне личной ответственности у младших школьников, обучающихся в 3м и 4м классе показал, что уровень сформированности нравственных понятий и уровень нравственной воспитанности выше у учащихся 4 класса. Вероятно, это связано с тем, что более взрослые школьники лучше понимают смысл нравственных понятий, а также обладают более развитыми морально-нравственными качествами в целом.
  • Корреляционный анализ взаимосвязи представлений о нравственных нормах и уровня личной ответственности у младших школьников, обучающихся в 3м классе показал, что, чем больше нравственных понятий верно определили школьники, тем лучше развиты их представления об ответственности, а также тем выше их самооценка ответственности и самооценка волевых качеств. Также было выявлено, что, чем выше нравственная воспитанность школьников, тем выше развиты их представления об ответственности, а также самооценка ответственности и характер личной ответственности.

Таким образом, мы установили следующее: чем выше нравственный уровень младших школьников, тем чётче сформированы их представления об ответственности у себя и окружающих, а также тем выше выражена личная ответственность у данных школьников. Можно говорить о тесной связи данных качеств. Также, можно предположить, что именно сформированные нравственные представления способствуют проявлению ответственности у младших школьников, осознанию своих поступков и их последствий.

25.11.2020 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!