СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышления на тему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления на тему «Моя идеальная школа». Детские голоса в коридоре, кажется, мешают сосредоточиться. Нет, утихли. И только издалека слышен затихающий топот учеников. Закончились уроки. Закончился еще один школьный день. С  уроками и переменами, с беседами и рассуждениями, с заменами, которые нужно сделать, с документами, которые нужно написать, с проблемами и радостями, достижениями и неудачами ежедневных школьных будней.  Какая она -  школа сегодня? Прогрессивная, инновационная, экспериментальная, и одновременно по-старому добрая, душевная, для кого-то любимая, для кого-то ненавистная. А какая она для меня? И нужна ли я сегодня ей, школе моей, в которой проработала 16 лет, которую пыталась бросить, но не смогла, которую пыталась переделать, и в чем-то переделала, которую не могу разлюбить… Педагог – это диагноз, а завуч, выросший из педагога – это хроническое. Причем настолько хроническое заболевание, что фазы обострения не чередуются со стадиями ремиссии, а обостряются, обостряются, обостряются. И как же хочется сделать так, чтобы в школе все было правильно, все стабильно, все эффективно. Я хочу идеальную школу. Хочу, чтобы уроки были уроками, да какими уроками, чтобы дети сидели на них, открыв рот,  и не слышали звонка с урока, чтобы не хотели уходить домой, чтобы по утрам неслись в школу сломя голову. Чтобы внеклассные и внешкольные мероприятия проходили на одном дыхании, а не тянулись как старая рассохшаяся резина, того гляди порвется. Чтобы классы были дружными, чтобы дети общались друг с другом в реале, а интернетом пользовались только для того, чтобы добыть там новые уникальные знания и делились ими на уроках, и гордились бы тем, что им удалось раскопать что-то новое про Новую Гвинею, про теорему Пифагора, про творчество Булгакова, да еще про многое что… Размечталась… Школа сегодня – это организация, которая оказывает образовательную услугу. Но ведь и услуги надо оказывать качественно. А где тот ОТК, который ответит за качество? ОТК – это выпускник, это родитель, это общество. Но тогда, если «Знак качества» не поставит ОТК, значит выполненная услуга – брак?! А что делать с браком? Его ведь уже не переделаешь. И грустно становится от того, что брак в нашей работе педагогов – не исключение из правил. Надо признать – брак он есть. Значит, я должна сделать так, чтобы этого брака было меньше, а в идеале, не было совсем.  Какая она, моя идеальная школа? Обычная средняя общеобразовательная, гимназия, лицей – не важно…   Дети идут в мою школу, потому что живут рядом, в моем микрорайоне, в микрорайоне моей идеальной школы. Первоклашки, как большие игрушечные пупсы, с бантами и в галстуках (а как же школьная форма, офисный стиль, дресс-код – называйте как хотите). Идут за руку с родителями. И родители такие же нарядные, такие улыбчивые и растроганные, и волнуются так, как будто сами идут в первый класс. Первый учитель, первый урок. Урок, который запомнится всем – и учителю, и родителям и первоклашкам. И не будет у этого толстого розовощекого мальчугана через неделю разочарования и досады на то, что еще целых одиннадцать лет, он должен каждое утро плюхать сюда, а только радость от ожидания каждого нового дня в моей идеальной школе. Значит первый учитель в моей идеальной школе такой…, такой как мама – заботливый и нежный, уютный и понимающий, а сколько всего он знает, как рассказывает – заслушаешься, объясняет – как песню поет, как достойно себя ведет и выглядит – закачаешься. И завидуют этому пупсу все дошколята во дворе. Завидуют и тоже мечтают о моей идеальной школе. А он (пупс этот) гордится своими пятерками, новыми друзьями, новыми открытиями, походами и путешествиями с классом и любимым идеальным учителем. Кстати, преимущество микрорайонной школы перед лицеями и гимназиями несомненно  есть в том, что дети живут все рядом со школой, и общаются друг с другом не только во время уроков, но и после, во дворе, в спортивных секциях, в кружках, которые тоже рядом, здесь же, в моей идеальной школе. А вот пятиклашки – задаваки. Они закончили начальную школу, и хотя бегают по тем же коридорам, что и малыши, но разговаривают с бывшими сверстниками уже с высока, они уже взрослые. А вместо одного идеального учителя, у них уже их много. И все они его (пятиклашку) знают по имени, и учебники у него электронные, а портфель легкий, потому что в нем только тетради и электронная книга. Вот так вот. Ага, труднее стало? Уроков много надо учить, и все учителя требуют столько много, считая, что их урок самый важный. Не ударь в грязь лицом идеальный пятиклашка. Выучи уроки, угоди всем, а прежде всего себе. Хотя ты конечно сейчас не понимаешь, что тебе это будет нужно, когда ты это поймешь, может быть уже поздно наверстывать, поэтому у нас в этот момент не дремлют идеальные родители. Они держат руку на пульсе, строго следят за режимом дня своего чадушки, они все время бегают за советом к моим идеальным учителям, а те, очень тактично, в свою очередь говорят идеальным родителям, какие идеальные у них дети, и если сделать так-то и так-то, то их ребенок станет вообще исключительным. И вместе с идеальными родителями и классным руководителем организуют и проводят классные вечера, дни именинника, день рождения класса и ходят в походы, и в культпоходы, и ездят на экскурсии и также как дети черпают много нового о культуре родного края, соседей по региону, о памятниках архитектуры и многом другом. А потом конкурсы рисунков, викторины, фотоконкурсы и бьенале. Вот так живут подростки в моей идеальной школе. Готовятся к олимпиадам вместе с идеальным учителем, к конференциям подключаются и идеальные родители, дистанционные, заочные, виртуальные – каких только мероприятий и викторин не проводится в моей идеальной школе.  И вот тут-то появляется подозрение на «брак». Караул! Спасите, помогите! Идеальный учитель не дремлет. Он тут же на время становится тенью для ребенка. Он дневной и ночной дозор семьи и социума, который окружает моего подростка. Психолог, социальный педагог, учителя – все, срочно, спасайте, не дайте метастазам расползтись по организму и сознанию моего идеального ученика. Потратьте лишний час на беседу с ним, лишний рубль на звонок «идеальным родителям», вот увидите – не пожалеете. Побудьте немного для него подогом, костылем – если хотите, поводырем – он выздоровеет, в этом возрасте это лечится, он окрепнет, встанет на ноги и уже твердо пойдет дальше по пути своего становления, не сворачивая с дороги.  И вот уже 9 класс позади… Первый документ. Нет, к этому времени уже второй, после паспорта. Но не менее важный.  И давайте подумаем. Что дальше? Может ли моя идеальная школа дать такие знания, которые станут основой и основанием для выбора всего жизненного пути моих идеальных школьников? И кому решать в этот момент, что им нужно? Какое направление выбрать? Гуманитарное, физико-математическое, лингвистическое? Вы на распутье?! А я нет. Ведь в моей идеальной школе процветает такой вид деятельности как профориентация, с ее множеством психологических и мониторинговых исследований, бесед и встреч с интересными людьми, походами и экскурсиями на предприятия, с семейными традициями и изучениями и исследованиями генеалогических древ. Поэтому уже в 9 классе мой идеальный ученик знает, что ему нужно на выходе из основной школы. Я не против – пусть идет в техникум, в колледж, в училище, пусть поступает в профильные школы, лицеи и гимназии.  А также пусть останется в моей идеальной школе. Мы дадим ему качественное образование. И если даже он не гений, не семи пядей во лбу, то знания в моей школе дадут достойные и аттестат зрелости будет не стыдно показать детям и внукам. А знаете почему? Потому что в идеальной школе – учителя такие, которые могут объяснить, убедить, рассказать и показать так, что все вопросы будут разрешены. Учителя здесь все настоящие, постоянно учатся, самосовершенствуются, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, выступают на семинарах, дают открытые уроки и очень любят детей. Нет среди них случайных людей. Я ведь говорила, что педагог – это диагноз. А урок для учителя – это святое. Урок он проведет  так, как будто  дает мастер – класс. И методику соблюдет и регламент, и все у него получится. А если вдруг кто-то посягнет на святая святых, на урок мой, так я грудью встану на его защиту. И проведу, и начну со звонком, и закончу его как положено. И ни одна душа не захочет променять мои 45 минут урока на хождение по коридорам, на посыл смс-ки, или еще на что-то не касающееся моего урока.  И вот растет качество знаний в моей идеальной школе. Стабильно и планомерно, растет и растет. И педсоветы превращаются в праздник, и совещания при директоре решают насущные проблемы, а не пустозвонят для галочки, и ситуация исправляется, и исполнительская дисциплина укрепляется и развивается творчество, а уходить из школы не хочется… Зачем? Здесь так все правильно, так мне комфортно, и некогда думать ни о чем постороннем. А выйдя из школы, сделав шаг из под козырька школьного крыльца, на тебя сверху падает груз забот той жизни, о которой ты только что даже не вспоминал.  Заботы, хлопоты…. Но это уже тема для другого разговора. А пока хочу поговорить о рисках. Есть ли риски в моей идеальной школе? Конечно есть, как же без них. И первый риск – это социум, который как спрут вокруг моей школы ползает и ползает и не упустит малейшей возможности сожрать какую-нибудь зазевавшуюся жертву. Оградить от социума нельзя, значит надо искать другой выход. Говорят, если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Хочешь победить врага – сделай его другом. Будем делать из социума друга. Как – это уже другой вопрос. Второй риск – это вечно зарабатывающий деньги родитель, которому некогда заниматься своим идеальным ребенком. Деньги правят миром. От этого не откажется никто, даже если на весах будет будущее своих чад, ради которых впрочем эти деньги и зарабатываются. Вряд ли кто из родителей бросит работу, чтобы культивировать сознание и интеллект детей. Этот риск имеет под собой основание и с исключить его будет труднее. А еще есть риск попадания в ряды моих идеальных учителей диверсанта, который будет вести незримую войну с порядком, дисциплиной и качеством обучения моих идеальных детей, к которым они привыкли. Диверсанта мы конечно вычислим, и тут два выхода – либо лечить, либо резать. А метод – будет выбирать сам диверсант. И есть еще риск – это некомпетентный руководитель, своего рода тоже диверсант, со смещенными акцентами ценностей. А как с этим риском бороться я пока не могу найти решения. А когда найду, тогда наверное сама стану идеальным руководителем в своей идеальной школе.

 

Категория: Прочее
08.01.2015 23:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!