СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ "Девочка, которая жила в замке..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девочка, которая жила в замке

В большом замке жила девочка. Дни напролёт она танцевала, пела и иногда рисовала в своём блокноте. Сколько времени она провела так, никто не знал, ведь жила она одна одинешенька. Каждый кирпичик, каждая тесная, но высокая башенка были только её.

И девочке это наскучило. Одинаковые залы с одинаковыми колоннами. Всё это она знала наизусть. Она всё также вставала с восходом солнца и ложилась после заката, хотя вовсе не нуждалась во сне. Это больше походило на старую въевшуюся привычку. И вот, когда такая жизнь стала похожа на смерть, девочка вновь взяла свой блокнот и забралась на самую высокую башню замка, чтобы зарисовать темноту, наступающую после захода солнца.

Но темнота не наступила. Вместо неё на небе зажглись звёзды. Сначала девочка от удивления выронила свой серый карандаш, который был не в состоянии передать красоту ночного неба.

-Как мне нарисовать вас?- спросила она у звёзд. Но звезды не ответили. Для неё они были волшебством, о котором она успела полностью забыть. Девочка ждала ответ каждую ночь, перестала петь и танцевать, и, молча, смотрела в небо, не зная, что звёзды называются звёздами.

И вот в одну из таких ночей одна звезда умерла. И девочка, видя, как та падает, вдруг для себя решала: это и есть ответ. И пошла за звездой, даже не задумываясь, бросив свой замок. Она шла три дня и три ночи, через густой лес, но так и не смогла догнать звезду. И вот, выйдя на дорогу, она села на обочине и заплакала. В её слезах, как в зеркале, отражалось одиночество, осознание которого так неожиданно обрушилось на маленькую девочку. Возможно, именно тогда звёзды услышали её, и на дороге появился парень с узелком.

Он шел издалека, а тяжелый груз на душе заставлял его двигаться медленно, словно юноша был старым-престарым дедушкой. Он остановился рядом с плачущей посреди леса девочкой и погладил её по голове.

-Кто ты?- спросил он. Девочка, слегка подрагивая от рыданий, медленно вытерла слёзы. -Я из замка,- ответила она,- А кто тогда ты?-А я Зак. Зак из деревни. Ты чего тут сидишь совсем одна?

Девочка задумалась. А действительно, почему она одна?

-Я бежала за упавшим ночным огоньком.

-Глупенькая,- рассмеялся Зак- звезду нельзя поймать. Ими можно только любоваться.

Возможно, потому что на самом деле эта странная девочка не показалась Заку глупой, возможно, потому что её было всё равно, за кем идти, или потому, что вокруг не было никого другого, но (в любом случае) они пошли вместе. Пыльная дорога, вмещавшая не больше одной повозки в ширину, ведущая сквозь сосновый лес, невероятно крепко сплотила этих двоих. Вперед и только вперед, неделю, а может и две, шли они по ней, разговаривая о всяких глупых вещах. О том, почему трава зелёная, а небо голубое и о том, почему звёзды это именно звёзды. И вот спустя несколько дней пути, когда солнце успело перевалить за горизонт, Зак и маленькая девочка вышли из леса и увидели горы и огоньки, разбросанные у их подножья.

-Это звёзды?- удивленно воскликнула девочка.-Нет, глупенькая. Это всего лишь огни города.-Тогда пойдем, посмотрим его!-Ну уж нет, сначала надо отдохнуть и выспаться,- спокойно ответил Зак и лёг на траву. А девочка всё смотрела на город.-Слушай,- неожиданно спросил Зак,- ты ведь никогда не спишь?-Не совсем. Я сама решаю, спать мне или нет. Что-то вроде привычки,- как-то слишком спокойно ответила она. Но Зак уже спал.

Наутро они двинулись в сторону потухших огней и к полудню уже были на главной площади города, которая вся была заставлена палатками торговцев. И среди криков продавцов, покупателей и детей, то и дело попадавших под ноги, девочка услышала один по-особому наполненный чувствами. То кричала женщина, торговавшая курами. Замок не её клетки заржавел и так не вовремя сломался. Что-то в этом крике сподвигло девочку помочь продавщице поймать разбежавшихся по всему рынку животных, а

привыкший к странностям своей спутницы Зак тоже ловил куриц. А когда все они были пойманы, женщина-продавщица начала краснеть от смущения, не понимая, почему незнакомые люди помогли ей.

-В вашем крике было нечто особенное. Я не могу описать это чувство,- объяснила девочка

Тут женщина посмотрела на них с такой благодарностью, что даже Заку стало не по себе. Она пригласила их к себе домой на чашечку чая и рассказала обо всём. О погибшей дочке, о больном муже и о хозяйстве, которым она заправляла сама.

-Если бы они все убежали, -говорила она,- даже не знаю что бы с нами стало. А то чувство, о которым ты говорила, вероятно, было отчаянием, охватившим меня в первые секунды.

Зак купил у этой женщины яиц, немного бекона, у её соседа мясника уточнил, по какой дороге лучше всего идти через горы и в тот же день ушёл из города, всё так же вместе с маленькой девочкой. Но не успело зайти солнце, как начался дождь, и им пришлось искать убежище в горной пещере. И тогда Зак рассказал ей всё. О деревне, в которой жил, о матери, которая, вероятно, слегка избаловала его и о пожаре, случившимся по его вине, в котором погибла вся семья, кроме самого Зака.

Девочка сидела и слушала, пытаясь вспомнить и свою жизнь, но ничего, кроме бесконечных плясок в пустых комнатах, не приходило её в голову. Ни какие мамы, никакие соседей и никакие горящие без присмотра свечи. Даже когда Зак уснул, она всё ещё сидела, слушая дождь и пытаясь вспомнить хоть что-то.

*

-А ты ведь и не ешь вовсе.

Это было в один из обеденных привалов, когда Зак постукивал ножичком по куриному яйцу, стараясь разбить его аккуратно. Маленькая девочка сидела на большом, нагретом солнцем, камне и болтала ногами, думая о своём.

-Наверное,- ответила она-Что значит наверное?! Да ты хоть имя своё знаешь? Хрусть. Несчастное яйцо стекало по руке Зака, а сам он тяжело дышал и своей краснотой напоминал девочке помидор.-А ты хоть знаешь, куда и зачем идёшь? Ты потерян до такой степени, что стал мертвее своих родственников.

Очищая ладонь от липкой массы, бесясь с каждой секунды всё больше и больше, Зак неожиданно для самого себя притих и задумался. Уйти от прошлого в светлое и беззаботное будущее, где не мучает совесть. Такова была его цель. Но что значит по-настоящему уйти? Ведь мысли в собственной голове могут не отпускать всю оставшуюся жизнь.

После этого случая они ещё долго не разговаривали. Зак был погружен в свои раздумья и всю дорогу бормотал себе под нос, а девочка мыслями вернулась в замок, где никогда не надо было думать. Надо было только петь и танцевать, а иногда соблюдать эту странную привычку спать. А когда они заговорила снова, всё пошла как раньше. И так, как будто бы забыв все разногласия, они преодолели горы и вышли к большому городу.

Ни зак, ни девочка до этого момента никогда не были в подобном месте. Лошади вперемешку с людьми и верблюдами неслись по широким мощеным улицам с бешеной скоростью. И каждый кучер при этом умудрялся с должным профессионализмом огибать острые углы домов и непутевых мальчишек, выбегающих на дорогу. Практически на каждой улице маленький оркестр играл абсолютно ни на что не похожие мелодии. Женщины стучали каблуками, а мужчины тросточками. Каждая вывеска кричала о своём товаре или услуге.

Они были совершенно потеряны. Дважды, а может и трижды, на них чуть не налетели спешащие куда-то посыльные. Выросший в деревне Зак успел возненавидеть всех этих людей и мечтал найти дешёвую гостиницу, но видимо, таковых здесь не было. Маленькая девочка из-за страха потеряться держала его за рукав клетчатой рубашки. Она совершенно не понимала жителей этого города. Зачем куда-то спешить? Неужели все их дела важнее элементарной вежливости и внимательности? Размышляя над этим, она совершенно случайно наткнулась взглядом на картину, стоящую на витрине.

Лодка, забытая кем-то на берегу реки и яркое звездное небо.

Зак, -тихо сказала она и потянула на себя за рукав,- нам надо туда.

Зак, желавший скрыться от улицы куда угодно, не возражал.

Это был магазин художественных товаров. Пару покупателей, краски, кисточки, блокноты, пеналы, тетради. Но её привлекли карандаши. Совсем как у неё, только яркие, цветные, способные передать красоту звёзд.

-Даже не думай,- отозвался Зак, видя, какими жадными глазами девочка смотрит на карандаши,- мы такое не осилим.

-Ну и что… Я найду деньги,- и она схватила его за руку и выбежала на улицу. Сквозь пеструю толпу, не боясь попасть под колеса повозок, игнорируя крики прохожих и визги детей. Остановилась только, когда нашла чистую каменную стену, без вывесок и плакатов. Достала старую кружку Зака, поставила на землю и запела. Девочка не знала, хорошо или плохо она поёт, просто чувствовала- другого варианта нет. Сначала она начала медленно раскачиваться из стороны в сторону, а потом, не замечая ничего вокруг, начала кружиться. Её руки двигались в такт с ногами, поднимались то вверх, то вниз, она закрыла глаза и видела перед собой только замок и падающую звезду. Девочка не знала усталости. Для неё это казалось очередной глупой привычкой. Она не потела и не краснела от напряжения. Танцуя, она не была похожа ни на кого из этого мира. Слишком другая, слишком сосредоточенная на главном. Словно призрак, она заставляла людей кидать в чашку монеты, но даже не видела их. Пока Зак не закричал «Не трогайте её!», а она не врезалась в кого-то очень большого и пахнущего табаком.

-Дамочка, вы идёте с нами. А ты, щенок, можешь за компанию. Этот высокий и грубый стражник не производил приятного впечатления. Но девочка лишь спросила: «Зачем?»- на что получила ответ: «Петь на благо государства».-А карандаши вы мне дадите? Дурно пахнущий стражник от души рассмеялся, но всё же ответил на вопрос.-И не только. Работа во дворце многим и не снилась, уж поверь мне. Да стукните вы его наконец-то по голове!- заорал он своим подчиненным, пытавшимся удержать Зака. Тот изо всех сил вырывался из их рук, но когда девочка посмотрела на него и со словами: «Не надо»- кивнула, он решил довериться ей и почти добровольно пойти со стражей. Всё равно негде спать.

Их повели во дворец. Сначала по всё также шумным улицам, потом по широкой мраморной лестнице, а затем через прохладные коридоры с высокими потолками и коричневыми коврами. Этот дворец был совсем не похож на замок девочки. Его стены были украшены растительным орнаментом и горящими свечами. Ничего такого и в помине не было у девочки дома. Особенно горящих свеч.

Они остановились у маленькой двери с золотыми вензелями, и тот дурно пахнущий командир легонько постучался. Девочку и Зака впустили в комнату и закрыли дверь. На кровати, занимавшей треть комнатушки, лежал толстый старик.

-Зачем вы здесь?- безразличным голосом спросил он,- я слаб и всем тут заправляет мой сын.

Перед ними был король. Старый, слабый и с печальными глазами, смотрящими только в потолок. Они присели на дешёвые протертые стулья.

-Мы пришли петь.-Тогда пойте.

И девочка запела. О зайце и лисе, о рыбаке и его жене, о голубях и коршуне. Её голос был необычайно нежен, словно она убаюкивала младенца. Но старик поднял руку, призывая к тишине, совсем как когда-то на советах, желая успокоить вельмож.

-Старо всё это, деточка. Что ты ещё умеешь?-Она умеет рисовать,- отозвался Зак, до этого момента не проронивший ни слова.-Рисовать,- усмехнулся старый король,- что ж, тогда нарисуй мои ноги. Из-за этого живота я слишком давно не видел. А ведь прислуга так старается сделать их красивыми.

Девочка лишь кивнула в ответ, достала блокнот, нарисовала вылазившие из-под одеяла ступни и отдала блокнот старику. При видя рисунка тот заплакал. Ему вспомнились его любимые сапоги, красавица-жена, которая всегда носила исключительно высокий каблук, и то, как однажды на широкой мраморной лестнице она упала и больше никогда не встала.

-Красиво рисуешь,- только и сказал он и без разрешения начал листать блокнот. Вот горы и Зак, готовящий яичницу, вот женщина с птицами перьями в волосах, сосновый лес и замок. Неожиданно король начал хмуриться. Зарисовки бокалов, столов и стульев чем-то совершенно ему не нравились.

-Это что ещё за чертовщина…- пробормотал он и впервые с момента прибытия гостей повернулся в их сторону. И ахнул. Блокнот выпал из его рук и с хлопком упал на пол. Руки короля начали трястись, и он снова заплакал. -Я думал, такое только в книжках бывает. Ты же Изольда… дочурка Мираза… Я ведь тебя собственными руками убил.

Девочка сидела и не понимала, о чем говорит король. Видя её ошарашенное лицо, он решил рассказать всё. О многочисленных походах, сделавших его страну такой богатой, о неприступном княжестве в лесной глуши и о семье его правителя, которую король полностью уничтожил.

-Тебя я последней из всей семьи застрелил. Да только тогда понял, что натворил. Так и не смог простить себя. Слишком часто тебя вспоминал. -Значит, я давно уже мертва?- девочка уже не сомневалась в правдивости слов этого старого короля. Ведь это всё так легко объясняет. А король тем временем начал задыхаться от приступа истеричного смеха.

-«Умереть труднее, чем кажется»1 прочитал я однажды книге… Мёртвым не надобно по миру шараться. Это я виноват…, не смог тебя отпустить… Извини, мне правда жаль.-А теперь отпустите?-Из…, он ведь кашляет кровью!-Давно… пора- сказал тот и умер. Умер со спокойной душой.

А Изольда начала бледнеть. Смотря сквозь исчезающую в воздухе ладонь на Зака, она вдруг не захотела оставлять его совсем одного наедине с мыслями о пожаре.

-Да не переживай ты так, нарисую я твои звёзды,- как бы между делом бросил он с доброй усмешкой,- или что, умирать трусишь?-Я уже мертва, чего мне бояться- улыбнулась маленькая девочка из замка и окончательно растворилась.-Знаешь, из всех кого я встречал, ты самый живой человек.

1 из книги Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества»

Категория: Литература
22.10.2022 11:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!