СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в парах как одна из форм фомирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общие тенденции мирового развития в 21 веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Компетентностный подход закреплён в нормативных документах: Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Несмотря на это, до сих пор нет единого толкования понятий «компетентность» и «компетенция». Большинство учёных соглашается с тем, что компетенция- это знания, опыт, осведомлённость в какой либо области, а компетентность- личное качество человека, появляющееся на основе владения совокупностью компетенций, необходимых для осуществления определённой деятельности. Таким образом, компетентность – это более широкое понятие, включающее в себя компетенции. Одной из важнейших задач на сегодня является определение ключевых компетенций, которые человек должен освоить в процессе обучения, а также способы их формирования. Исследователи признают, что компетентностный подход может стать основой начального образования. Так как именно начальная школа создает базу для формирования компетентного человека. Это период, когда формируются нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное отношение к себе, развиваются желание и умение учиться. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника выделяется пять компетенций.

Общеучебная компетентность младшего школьника:

1.Познавательная компетенция.

2. Коммуникативная компетенция.

3. Информационная компетенция.

4. Ценностно-смысловая компетенция.

5. Личностная компетенция.

Я остановлюсь на коммуникативной компетентности. Она относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. А ведь эти умения составляют основу жизненного успеха. Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.

Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс благополучия его будущей взрослой жизни.

Эффективной формой формирования коммуникативной компетентности, на мой взгляд, является работа в парах. Этот вид работы обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом, способствует совершенствованию умений договариваться, распределять обязанности, понимать точку зрения другого человека, отстаивать своё мнение. Элементы парной работы нужно вводить уже с первого класса. Замечено, что первоклассникам интересно работать в паре. Данная форма работы очень удобна, т.к. не требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе (как при групповой работе). Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в пары. Конечно, объединять надо с учётом их личных склонностей. В паре успешно могут работать сильные и слабые ученики при единственном условии- взаимное расположение друг к другу. Важно, что парная работа приучает учащихся внимательно слушать ответ товарища. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Двух озорников объединять нельзя, нельзя объединять и закадычных подружек. Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до урока.

Работая с применением парных способов обучения, учитель должен прежде всего установить правила работы в паре и обучить им детей. Я предлагаю детям разработать их самостоятельно, затем происходит обсуждение этих правил. Важно, чтобы правил было не более пяти. При их формулировке нужно указывать, что «следует делать», а не что «не следует делать». Их можно поместить в классном уголке. Я с ребятами тоже разработала такие правила.

Правила работы в паре.

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

В самом начале такой работы можно заметить, что многие ребята не умеют «думать в две головы», т.е. общаются попусту, бесцельно. Надо подходить, подталкивать мысли, наводить на правильный путь. Конечно, учителю надо запастись терпением и ждать, терпеть не те разговоры, разворачивая их в нужном направлении. Именно разворачивать, но не отменять, не запрещать говорить. Эта цель достижима, просто у всех ребят разная скорость движения.

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать её образец. Я делаю это уже на второй неделе обучения первоклассников.

инсценирование стихотворения

Учитель: Чтобы в паре все получалось, нужно работать дружно, сообща. Все разногласия надо решать мирно, не ссориться. Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?»:

— Кто кого обидел первый? — Он меня! — Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый? — Он меня! — Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили! — Я дружил! — И я дружил!

— Что же вы не поделили? — Я забыл! — И я забыл!

— Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах. Детям дается время на подготовку. Учитель показывает жест «Мы готовы», показывающий что пара закончила работу.

Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест:

Он является также опознавательным знаком данной работы.

Учитель читает слова взрослого, а дети в парах друг другу отвечают. Учитель подсказывает, что для выразительности можно использовать жесты, мимику, различные интонации.

— А что нужно все-таки делать, если поссорился? — Нужно быстро помириться! Возьмитесь мизинцами и скажите друг другу: «Мирись, мирись, больше не дерись!».

Существует довольно много известных парных заданий, направленных на формирование коммуникативной компетентности младших школьников. Я остановлюсь на некоторых, которые использую в работе.

Рассказ о себе. 1 класс

Предлагается познакомиться с соседом по парте, задавая друг другу вопросы и рассказывая о себе. Дети, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные) в данной ситуации «раскроются» больше, чем перед всем классом.

Взаимное рецензирование.

Разновидность комментирования, этот приём использую на любых уроках при оценке творческих работ. Например, на уроке технологии учащимся предлагается дать словесную оценку поделки одноклассника, отмечая её достоинства. Так поступаю потому, что дети склонны замечать недостатки чужой работы, но при этом у себя недостатков не видят. В связи с этим предлагаю сначала рассмотреть и оценить работу одноклассника, а уже затем- свою, в результате самооценка ученика становится более адекватной.

Раскрашивание и штриховка. 1класс.

Даю задание каждой паре раскрасить (заштриховать) мячики, домики и т.д. так, чтобы они стали совершенно одинаковыми. Учитель: «Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам.» Дети учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.

Игра «Научи меня».

Один ученик выступает в роли «учителя», другой в роли «ученика». Пара получает задание, соответствующее теме урока, например, разобрать слово по составу. «Учитель» должен рассказать «ученику» последовательность действий, которые необходимо для этого выполнить, и проконтролировать правильность выполнения задания. Если «учитель» ошибается, «ученик» поправляет его, объясняя, что сумел заметить ловушку. Затем учащиеся меняются ролями. Эта игра формирует умение говорить и умение слушать другого человека, вести беседу.

Игра «Повтори! Дополни! Отличись!»

Условия игры: в паре выбирается ведущий, который называет любую из этих команд. Например, при работе с фигурами. Если ведущий показывает фигуру и говорит: «Повтори»- второй ученик должен показать такую же фигуру; если «Дополни»- показать фигуру, отличающуюся только одним признаком; если «Отличись»- показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. Если ведущий показывает фигуру и говорит: «У меня есть маленький зелёный кружок», ответ- дополнение может быть таким: «А у меня есть маленький зелёный треугольник». На команду: «Отличись!» - надо показать фигуру, полностью отличающуюся от заданной. (Фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую.)

Дети могут меняться ролями. Эта игра ставит детей в ситуацию, когда неизбежен контакт с другим человеком. Игру можно применять на различных уроках.

Составление кроссворда по определенной теме.

Например, по теме «Водоёмы». Обычно в такой работе понятия предлагает более сильный ученик, а другой- фиксирует. Происходит развитие умения сотрудничать с другими, развиваются умения управлять (командовать) и подчиняться.

Использование частично-поискового метода при работе в паре.

Эта форма работы позволяет учащимся участвовать в совместном принятии решений. Например, в 1 классе при знакомстве с углом я предложила детям работу в парах по плану. План: 1. Исследуйте фигуру. 2. Найдите у неё углы. 3. Найдите у неё углы, равные данному. Подумайте, как это можно сделать. Учащиеся находили их на объёмных фигурах, делали выводы, т.е. учились сотрудничать.

Забей гол в ворота.

Например, по теме «Написание И и Ы после Ц ». Каждой паре выдается лист с футбольными воротами, в одних воротах И, в других Ы. Нужно, обсудив с соседом правила написания слова, «забить гол» в нужные ворота и указать счёт 2:4 (ц.ганенок, ц.ркачи, операц.я, спиц. и т.д.). Подобные карточки можно подготовить и по другим темам.

И Ы

Создание проблемной ситуации.

Например, при знакомстве с такими жанрами, как записка, телеграмма, SMS и др. Учитель ставит проблему перед учащимися: «Что вы будете делать, если у вас на телефонном счёте осталось мало денег, нужно срочно сообщить родителям свои планы, а тариф не позволяет делать звонки при нулевом балансе?». Предлагается обсудить ситуацию друг с другом. Одно из предложений - написать SMS, оно должно быть кратким. Дети в парах составляют текст

SMS. Например, такой: «Мама! Перезвони мне. Андрей.» После этого все варианты анализируются.

Правда, бывает и так, что один из учеников берет на себя роль лидера и практически сам выполняет всю работу, редко прислушиваясь к мнению другого. В такой ситуации я, анализируя работу в парах, обращаю внимание на согласованность действий ребят, на умение общаться доброжелательно, по-товарищески, доказывать свои суждения.

Разгадай слово.

Парной работе можно придать занимательную форму. Например, разгадай слово по его характеристикам:

1-й звук – мягкая пара звука [л];

2-й звук – гласный звук [ э];

3-й звук – твердая пара звука [н'];

4-й звук – глухая пара звука [д];

5-й звук – гласный звук [а].

Составление целого из частей.

Например, по теме: «Устное народное творчество». Парам раздаются кубики, на которых записаны части загадок. Необходимо составить загадки и отгадать их.

Развитие речи.

Например, на литературном чтении по теме «Стили речи». Учитель: «Вспомните героев трилогии Н.Носова «Приключения Незнайки». Даны герои: Незнайка, Доктор Пилюлькин, Поэт Цветик. Задание: отберите слова, которые эти герои могли бы употребить в своей речи. Обоснуйте ответ. Слова написаны на доске: клёво, лазоревый, микстура, тащусь, дрыхнуть, уши вянут, волшебница-зима, серебряные росы, красотища, процедуры, настойка календулы, золотые листья, башка раскалывается, сдавливающая повязка.

К парным видам работы можно отнести ещё и такие как: проверка домашнего задания друг у друга, взаимные диктанты, взаимопроверка тетрадей, совместное нахождение и исправление ошибок и т.д. Учитель может самостоятельно придумать новые формы работы в парах в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Таким образом, я постаралась показать, что парная форма работы вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, способствует умению общаться, т.е. является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

05.04.2015 10:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!