СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС»
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега.»
( Л. А. Кассиль)
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок в системе отношений «учитель – родитель».
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в начальной школе, то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей, соответственно повысится эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы.
Концепция модернизации Российского образования одной из приоритетных задач выделяет: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога,
родителя, образовательного учреждения.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого учителя. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.».
Учителя и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога; а реальное изменение отношений родителей к своему ребенку, искренняя заинтересованность в детских неудачах, успехах, маленьких победах, постоянное участие родителей в школьной жизни своего ребенка – все то, что действительно трудно измерить, но можно понять, почувствовать маленькими штрихами в вечном треугольнике «учитель-ученик - родитель».
От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между классным руководителем и родителями младших школьников. Пусть основным требованием к родителям будет, возможно, единственно верное - познай своего ребенка!
Если учитель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться педагогу, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимаете их ребенка.
Совместную работу классного руководителя и родителей необходимо начинать на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, такое сотрудничество – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье. От тех взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Самые лучшие учителя, так же как и самые лучшие родители, - всего лишь люди. Каждый из них гордится своей работой. Каждый в душе считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо лучших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколько иначе. Некоторые родители сознаются, что им страшновато появляться перед учителем, но ведь и учителю часто бывает страшновато предстать перед родителями. Чтобы такого не случилось, классному руководителю необходимо быть требовательным к себе, прежде всего, ведь личность учителя - ведущий фактор любого обучения и воспитания.
Категория родителей |
Особенности родителей данной категории |
Выстраивание тактики взаимоотношений с группой |
1.Полностью понимают и принимают школу, знают, как помочь ребенку в его развитии. |
Обладают желанием сотрудничать, готовы принять любые формы организации такого сотрудничества. |
С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и школы, в результате – продуктивное сотрудничество. |
2.Принимают и понимают школу, но не знаю, как и чем помочь ребенку в его развитии. |
Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, поэтому готовы принимать необходимую помощь в воспитании своего ребенка. Родители сомневаются в адекватности своих знаний по воспитанию детей, но готовы выйти на контакт с учителем. |
Группа потребует особого внимания. Необходимы психолого-педагогические консультации: разной формы, разнообразных по содержанию, включающих информацию о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников. |
3.Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с классным руководителем. |
Не всегда идут на контакт с педагогом, не спешат обсуждать те или иные возникающие проблемы в воспитании ребенка, недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе. Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми и чаще всего не хотят это признавать. Им легче самоустраниться от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. |
Сложнее с этой группой - с теми, кто настолько затрудняется в воспитании детей, что теряет к этому всякий интерес. Оказание психолого-педагогической помощи и консультации различных специалистов: психолога, логопеда, социального педагога таким родителям – важный шаг на общем поле взаимодействия. |
4.Конфликтные, противоречивые в своих требованиях к собственному ребенку и к школе. |
В основном у таких родителей низкая педагогическая культура, вследствие этого - отсутствие должного внимания к воспитанию детей. Иногда такие родители переоценивают свои воспитательных возможности и придерживаются субъективного подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. Среди таких родителей встречаются безответственные в вопросах воспитания детей. |
Самая трудная группа родителей. Учителю быть готовым к длительному процессу налаживания контакта, возможно предстоит защита интересов и прав ребенка Вышеперечисленные виды взаимодействия необходимо разнообразить индивидуальным или групповым формам работы. |
Таким образом, эффективность воспитательного процесса в начальной школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает:
ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ!
© 2017, Сагиндикова Айгуль Магомедовна 643