СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с одаренными детьми и новый порядок олимпиад школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми. Новый порядок проведения олимпиад школьников

Заявленная тема звучит актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» считается приоритетной. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. И мы гордимся, когда видим, что наши выпускники успешные, самодостаточные, здоровые люди на пьедестале почёта.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Хотелось бы рассказать о нашей школе, плюсах и минусах, о достижениях в данной области и проблемах, с которыми сталкиваются практически все сельские школы, сильно ограничены в плане материального обеспечения и в плане обеспеченности квалифицированными кадрами.

Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, говоря о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать с начальной ступени обучения, т.е. выявлять одарённых детей на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволяет в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, спортивных состязаниях.

Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволяет им в дальнейшем проявить свои способности.

В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка. Каждый педагог нашей школы уже с младшего возраста видит своего ученика, начинает за ним наблюдать, изучать, исследовать через участие в школьной деятельности, затем вести его через тернии основной и средней школы. Например, школьные мероприятия: учитель видит - есть музыкальный вкус, читает неплохо стихи, получается держится на сцене, эмоциональный, хорошая память, какой игровой азарт! реакция, гибкость, выносливость, скоростной! И уже на этом уровне видим – это мой ученик! Его нужно поддержать!

И перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Для выполнения цели необходимо:

·выявить способных и одарённых детей;

·использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей;

·развивать творческие и интеллектуальные способности через одарённость ребёнка. Чтобы выявить в какой области ребёнок одарён, используем тест, который так и называется «Направленность на творчество». Тест помогает определить проявление конкретных способностей ребенка. Например, музыкальные, сценические, спортивные.

Выявление конкретных способностей детей дает возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом, ребёнок может дома петь, но, однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности, т. е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его». На мой взгляд, по этой проблеме много причин: склад характера, заниженная самооценка, неуверенность, реакция сверстников, и наконец возраст. У нас есть дети, которые в младшем возрасте были более активными, а подрастая перед ними образовывается стена.

Именно педагог видит такой переход, и мы стараемся убедить подростка, что у него именно в этой области способности. Всегда сравниваем: посмотри: кто - то замечательно рисует, сочиняет стихи, наша Ульяна всегда в беге, в плавании первая, красиво поет и танцует. И такие уговоры бывают результативными.

В работе с одаренными детьми применяем методы и формы работы, которые прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы, и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Одаренные обучающиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех обучающихся школы.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

·групповые формы работы, творческие задания

·вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся являются

·Олимпиады (олимпиады школьников являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.)

- использование системы заданий разной степени сложности;

- викторины, конкурсы, проекты (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные). Приказом Минпросвещения России утверждён новый порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. Соответствующий документ зарегистрирован Минюстом России. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" (Зарегистрирован 05.03.2021 № 62664): 678.pdf Новый порядок устанавливает этапы олимпиады, сроки проведения олимпиады, перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, определяет организационно-технологическую модель проведения олимпиады, участников олимпиады, их права и обязанности, предоставляет возможность участия в олимпиаде лицам, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования. Впервые в порядок проведения включены нормы, определяющие необходимость создания условий для участников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На олимпиаде могут присутствовать ассистенты-специалисты, которые помогут ребёнку-инвалиду занять место, прочитать задание, перенести ответы в бланки ответов. Школьный этап должен завершиться не позднее 1 ноября, муниципальный – 25 декабря, региональный – 1 марта, заключительный – 30 июня (не позднее этого дня должен быть издан приказ о победителях). Процедура проведения олимпиады стала более технологичной и прозрачной. На региональном и заключительном этапах задания выполняются в аудиториях, оборудованных средствами видеозаписи. Устные ответы тоже записываются. Письменные работы и устные ответы проверяются не менее чем двумя членами жюри. Кроме того, новый порядок нормативно закрепил и повысил ответственность организаторов на каждом этапе олимпиады. Особое внимание уделено вопросу конфиденциальности заданий олимпиады, усилены меры по защите содержащейся в комплектах олимпиадных заданий информации, в частности во время ее разработки и доставки в места проведения олимпиады.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной свою работу начинаем с планирования. В планировании намечаем задачи и формы работы с одаренными обучающимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми в школе разработана программа «Одаренные дети». Цель которой: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся школы. Ученик – это «живой объект», которого постоянно нужно чем то подпитывать, дополнять, обновлять и даже удивлять. Это наши новые идеи, наши задумки, наши проекты, наш новый посыл, наша инноватика.

Работая по программе «Одаренные дети» в 2020-21учебном году имеем не плохие наработки, стабильные результаты.

Обучающиеся нашей школы не только участвуют, но и становятся призерами и победителями в олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях, спортивных соревнованиях:

Школьный уровень: рассчитан абсолютно на всех обучающихся школы – в этом наш плюс, но из небольшого количества учеников бывает сложно собрать количественный состав для спортивных игровых команд, зачастую участвовать в конкурсах приходится одним и тем же ученикам, ведь не могут быть дети одаренными все. В этом видим свой минус, как малочисленная сельская школа. Мы, педагоги лишь можем направлять, развивать и стимулировать ученика. Поддерживать связь с родителями.

Таким образом, одаренность у обучающихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, конференциях, что способствует повышению его социального статуса.

Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных обучающихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное плановое развитие талантливости обучающихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.

Автор статьи: Столярова Светлана Михайловна

https://imfourok.net/rabota-s-odarennymi-detmi-i-novyj-poryadok-olimpiad-shkolnikov-6794738.html

14.10.2023 10:07


© 2023 44

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!