СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с информацией как метапредметный результат на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с информацией как метапредметный результат на уроках русского языка и литературы

Если ХХ век был веком промышленности, то в XХI веке главным ресурсом, несомненно, выступает информация. Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий сопряжены с потоками данных, а формирование умений работать с информацией крайне важно для развития и совершенствования своих навыков. Любой, кто заинтересован в достижении успехов в профессии, должен уметь собирать, анализировать, изучать и хранить информацию. И уж конечно, каждый руководитель, бизнесмен ежедневно сталкивается с необходимостью работать с большими объемами информации, которая обрушивается на него беспрерывной лавиной. Как научить будущих специалистов не утонуть в этом потоке, как научить распределять сведения на необходимые, полезные и ненужные, научить хранить данные так, чтобы быстро ориентироваться в них? Именно над этой задачей и нужно работать на уроках русского языка и литературы.

Система любого бизнеса очень схожа с системой литературного четырехугольника, так называемого краеугольного камня литературы:

     

Процесс литературы можно описать следующим образом: Реальная жизнь, эпоха воздействует на писателя, ставя перед ним творческие задачи. Писатель, видя реалии жизни, особым образом «перерабатывает, переживает» их в своем произведении. Литературное произведение попадает к читателю, тот, в  свою очередь, особым образом «переживает, перерабатывает» написанное. Полученный опыт читатель переносит на реалию действительности, тем самым влияя, изменяя, трансформируя ее.

Процесс бизнеса: реалия жизни, ее особенности рождает определенный спрос, тем самым формируя бизнес. Бизнес, видя реалии жизни,  потребности жизни, создает предложение в виде продукта. Продукт попадает к потребителю. Потребитель, используя продукт, влияет, изменяет, трансформирует реалию действительности.

 

Основываясь на данном сравнении, полагаю, что задача по формированию универсальных учебных действий, таких как сбор и обработка информации, эффективно может решаться на примерах анализа литературного произведения. Ниже хочу привести пример сопоставления ,казалось бы, несопоставимых понятий – процесса литературы и процесса бизнеса. Пример того, как знания и умения, полученные на уроках литературы возможно применять в бизнесе.

Мы постоянно находимся в информационном поле, но лишь часть поступающей информации имеет значение для нас как личности и нашей профессиональной деятельности. Слишком большие объемы сведений являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления, свойственного новому поколению. «Клиповость» (от слова «клип») — явление, при котором человек усваивает только короткие поверхностные отрывки информации, из-за чего его память наполнена большим количеством разномастных, но бесполезных сведений. Чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо научиться работать с информацией правильно, отсеивая ненужное и сохраняя полезное.

Чтобы справиться с поступающими данными, нужно изучить самые действенные приемы работы с информацией — они помогут в распределении и систематизации сведений.

Как анализировать полученную информацию

При изучении  литературного произведения, а главное при выполнении заданий в виде рефератов, сообщений и других видов исследовательской работы, ученика важно научить методу фильтации, который состоит из системы следующих вопросов:

В первую очередь необходимо уяснить для себя, какие данные вы считаете информацией, а какие являются лишь информационным шумом. Чтобы сделать это, достаточно ответить на вопросы: Несет ли пользу данная информация? С какой целью вы будете ее применять? Если вы не можете дать ответов на эти вопросы, значит, полученные сведения не являются нужной информацией. Она должна быть связана с действиями — если определенным данным не соответствуют никакие действия, значит, информация бесполезна.

Существуют такие критерии оценивания информации как достоверность (правдивость) и надежность — они определяются посредством изучения первоисточника и сопоставления его с другими первоисточниками. Нужно учитывать новизну и актуальность информации — свежи эти сведения и факты или уже устарели.

Определите подходящие вам темы, и тогда станет намного проще отсеивать полезные данные от бесполезных. Благодаря выбранным темам вы сможете легко воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию. Желательно разобраться со смежными темами, чтобы их подразделы не дублировались и не вносили путаницу в вашу систему. В таком случае нужно четко определить, в какую тему вы определяете конкретный подраздел.

Анализ полученной информации очень важен — если данные прошли все вышеприведенные фильтры, значит, их можно пускать в дело.

Цели применения информации

Следующим шагом при формировании универсальных учебных действий является умение разделять информацию на три вида: тактическую, стратегическую и оперативную.

Стратегическая информация необходима для длительного планирования, решения глобальных задач и поиска путей развития (например. организации). Она может быть на первый взгляд не связана с деятельностью компании, но при этом определять ее судьбу. К примеру это могут быть политические события или экологические изменения в вашем регионе. Стратегические данные касаются мировых экономических тенденций, современных методов производства (сырье, технологии), действующих лиц в вашем секторе рынка (конкуренты, клиентура, партнеры). На уроках литературы за поиск стратегической информации можно считать сбор данных (исторических, политических, культурных) о том времени или эпохе,  когда было создано литературное произведение.

Как может выглядеть база стратегических данных:

  • развитие в разных странах сектора промышленности (или другого бизнеса), в котором работает ваша компания;
  • внешние факторы (экология, наличие сырья, стоимость товаров и услуг на рынке);
  • изучение областей применения вашего продукта.

Тактическая информация. Если стратегические цели компании определяют ее направление (куда?), то тактические — путь следования (каким образом?). Тактическая информация помогает в планировании, касающемся преодоления конкуренции, расширения масштабов производства, выведения на рынок новых продуктов, внедрения новых технологий. Здесь очень наглядно ученикам покажет пример сбора и анализа информации о том, каким образом автор передал в своем произведении особенности и проблемы того времени или эпохи, стоявшие перед обществом, т.е. все виды анализа литературного произведения.

База тактических данных может иметь такую структуру:

  • продукция (изучение аналогичных товаров конкурентов, внедрение новинок и выведение из оборота неактуальных товаров, соответствие новых продуктов законодательству страны);
  • увеличение производственных объемов (прогнозируется ли рост популярности вашего товара на рынке, каковы предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов);
  • выход на зарубежный рынок (экономическая, политическая и социально-культурная обстановка);
  • изучение факторов, влияющих на развитие компании (конкуренты, лицензирование и патентование, виды востребованной продукции, территории конкурирования).

Оперативная информация включает в себя базы данных, полезных для решения срочных вопросов: поиск новых поставщиков или точек сбыта, внезапно возникшие угрозы существованию фирмы (банкротство субподрядчика, утрата крупных клиентов). Такие базы данных состоят из информации, которую можно быстро применить в сложных ситуациях. Важно, чтобы данные были максимально точны, ведь во время преодоления кризиса от этого может зависеть судьба предприятия.

Как искать информацию?

Сегодня информации так много, что она чаще сама находит нас, чем мы ее. И все же немаловажно определять правильные принципы работы по поиску информации.

В данном случае на первый план выступает работа с источниками информации, то есть их обнаружение, проверка на правдивость и полезность предоставляемых сведений. Среди источников информации выделяются:

  • Медийные источники: интернет и СМИ (газеты, телевидение);
  • Узкоспециальные источники (методические пособия и научные труды специалистов в конкретной области знаний);
  • Живые источники (специалисты, коллеги, партнеры, способные предоставить необходимую информацию).

Предпочтительно иметь несколько надежных постоянных источников, к которым можно обращаться по разным вопросам, а для тех, которые используются впервые, разработать методику быстрой и точной проверки на достоверность, актуальность и ценность предоставленных сведений.

Как хранить информацию?

Вы должны решить, каким образом вы будете хранить информацию, чтобы она находилась на идентичных носителях, а не была разбросана по разным дискам, флеш-накопителям, компьютерам и бумажным документам.

К слову, о бумаге. Сегодня мало кто хранит данные в виде отпечатанных документов — электронные варианты занимают куда меньше места, их проще искать, можно редактировать и быстро копировать, пересылать по почте и сбрасывать на носители. Но существует немало профессий, где сохранение бумажных документов является обязательным условием, и об этом мы поговорим немного ниже. Но в первую очередь коснемся способов хранения электронной информации.

Как известно, техника регулярно сбоит, поэтому помимо оригиналов на вашем рабочем или домашнем ПК нужно иметь копии, и желательно две. Скопировать документы можно на второй компьютер или ноутбук, с рабочего на домашний или наоборот. Если речь идет о текстовых документах, то все ваши многолетние труды запросто уместятся на флеш-накопителе — можно сделать два экземпляра. Диски уже начинают терять свои позиции, к тому же имеют существенный недостаток — после длительного хранения или многократного использования они становятся не пригодными к запуску, могут не прочитаться дисководом. Конечно, можно делать копии на дисках, но они не должны быть единственными.

Очень удобны облачные сервисы хранения персональных данных. Самые крупные почтовые сайты предоставляют бесплатное облако — Яндекс.Диск, Google.Диск, Облако@mail.ru. Есть и платные сервисы, где ваша информация будет более защищена. Плюс в том, что вы имеете доступ к своим данным из любой точки мира, где есть интернет. Но и этот способ не является абсолютно надежным — может случится сбой в работе сервиса, хакерская атака, и тогда ваши файлы окажутся недоступными.

Поэтому, как уже говорилось, храните информацию сразу в нескольких копиях. Однажды из-за своей беспечности мне довелось оказаться в пренеприятнейшей ситуации. Очень важные для работы файлы хранились на двух компьютерах. И вдруг у одного сломался винчестер (без возможности дальнейшего восстановления), а у другого — слетела операционная система. Когда мы получили второй компьютер с установленной ОС, то обнаружили, что горе-настройщик отформатировал диск D. Информация, хранившаяся на двух носителях, была безвозвратно утеряна.

Знайте, что в данном случае осторожность и запасливость не могут быть излишними: один оригинал и две копии — золотое правило хранения данных.

Категория: Литература
08.01.2015 21:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!