СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с ансамблем по классу баяна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ансамбль (от франц. Ensemble – «вместе») – многогранное понятие, которое всегда подразумевает совместность, согласованность. Это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть сообща, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искусство. Чтобы стать частью целого, нужно вслушиваться и вживаться в музыкальный процесс.

В ансамблевом музицировании решаются проблемы развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащихся. На первый взгляд, зрительные и двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются традиционно: то же постепенное охватывание звукоряда, введение всё новых и новых ритмов и т.д. Но практика показывает, что зрительные и двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.

В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Не каждый даже способный ребёнок может выступать с сольными программами, у большинства детей присутствует страх перед сценой, ребёнок не может играть на инструменте в присутствии других людей. Из-за этого возникают трудности и при сдаче экзамена. Эту психологическую проблему помогает преодолеть игра в ансамбле, играть вместе не так страшно как одному.

Ансамбль рождает дух соревнования и позволяет активнее развивать творческие способности и технические навыки обучающихся. Немало важным здесь оказывается и то, что более сильный партнёр может оказать художественное воздействие на менее продвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.

Игра в ансамбле дисциплинирует и приучает к ответственности перед коллективом.

Цель предмета: грамотное владение инструментом.

Задача класса ансамбля: знакомство со спецификой ансамблевого исполнительства, формирование художественного кругозора.

Систематическая воспитательная работа в классе ансамбля позволяет повысить ответственность и самостоятельность ученика.

Итак, при совместной игре немалое значение имеет выбор партнёра, но на начальном этапе обучения рекомендуется, как можно больше играть педагогу в ансамбле с учеником. Это и понятно. Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта. Как правило, в пьесках для начинающих первая партия является одноголосной, а вторая – басовая, предназначенная для преподавателя – содержит гармоническое дополнение и сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и требует от ученика полного звука и уверенности.

В дальнейшем подбор партнёров имеет свои специфические сложности. Поскольку он является малой ансамблевой формой, незримые нити, которыми связаны партнёры, здесь особенно ощутимы: каждая партия всегда на веду, и один исполнитель не сможет «спрятаться» за спину другого. Даже самый незначительный художественный брак одного из ансамблиста сразу же немного снижает общий уровень игры. Следовательно, в дуэте, в отличие от более многочисленных ансамблей партнёры должны быть приблизительно равноценными по профессиональному уровню.

Также одно из необходимых условий существований ансамбля – чёткое разграничение «прав и обязанностей» его участников и руководителя.

Ансамбль – это такая форма коллективного творчества, где каждый из участников должен сочетать в себе два качества: в зависимости от обстоятельств быть лидером и подчинённым. Есть три основных типов взаимоотношения между участниками любого коллектива. в том числе и дуэта – авторитарный, либеральный и коллегиальный.

Авторитарный тип взаимоотношений характеризуется максимальным влиянием одного из музыкантов и беспрекословным выполнением его требований других.

Либеральный тип взаимоотношений, напротив, характеризуется отсутствие музыканта, способного возглавить дуэт и повести за собой к намеченной цели.

Коллегиальный тип взаимоотношений представляется наиболее прогрессивны, так как даёт возможность каждому из ансамблистов наиболее полно реализовать свой творческий потенциал.

Участникам дуэта следует не только свободно владеть своей партией, но и отчётливо представляет партию своего коллеги. Это значительно расширяет горизонт видения и понимания нотного текса обоими представителями. Необходимо представление настолько органичного единства, когда ощущение «я» каждого ансамблиста сливается в монолитное ощущение «мы». Так создаётся истинное живое искусство.

Важным моментом в работе класса ансамбля является выбор репертуара. Художественный репертуар подбирается таким образом, чтобы с одной стороны закрепить и развивать приобретённые учащимися ранее навыками. С другой – приобретать новые.

Одним из важных условий правильного подбора репертуара заключается в том, чтобы он отвечал учебно-педагогическим задачам. Репертуар должен быть доступен учащимся по обьёму и форме соответствующих их исполнительским возможностям.

Следует помнить, что приобретение исполнительских навыков возможно на неоднородном материале, поэтому необходимо составление репертуара, состоящего из музыкальных произведений различных по стилю, характеру, техническим трудностям, то есть качествам, дающим возможность разностороннего развития учащихся. Недопустимо включать в репертуар произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащихся и несоответствующие их возрастным особенностям. Необходимо помнить, что непосильная художественно-эмоциональная задача является зачастую более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к чрезмерной эмоционально и умственной перегрузке учащихся.

Подбор музыкального материала должен развивать и поддерживать у учащихся живой интерес к игре в ансамбле.

Разучивание пьес состоит не только в том, что каждый из играющих тщательно прорабатывает дома и на уроке свою партию. Это является предварительным условием для дальнейшей совместной игры.

Чтобы избежать частых запинок и перебоев при совместной игре вначале нужно избрать медленный темп. Оба играющих разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу. Всё наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем. При разучивании произведений на первых репетициях следует охватывать произведение в целом или лишь затем кропотливо работать над деталями, их шлифовкой.

Ансамбль – это единый организм, он рождается только в согласованности между собой, прежде всего в смысловом отношении, а значит – в штриховом, динамическом, темповом, ритмическом. Ритм является тем фундаментом, тем каркасом, на котором держится всё «здание» ансамбля. Ритмическая определённость делает игру более уверенной, надёжной в техническом отношении.

Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Необходимо помнить, что динамика произведения воспринимает не сама по себе, а в сопоставлении(контрасте) различных динамических уровней.

Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно избранный темп способствует правильной передаче характера музыки. Но темп может варьироваться, не изменяя смысла самой музыки. Выученное произведение нельзя всё время играть в быстром темпе, на репетициях необходимо в порядке профилактике периодически обращаться к более сдержанному темпу. «Почистив» текст, можно вновь вернуться к более быстрому темпу с новыми более высокими требованиями в смысле качества исполнения.

Хочется добавить, что репетиция ансамбля должна проходить в просторном помещении. К её началу исполнителям желательно разыграться и приступить к совместной работе.

Для приобретения опыта концертных выступлений лучше учебные ансамбли следует включать в программы различных концертов школы. Возможна организация концерта класса ансамбля (один – два раза в год).

Выступление ансамбля имеют большое воспитательное значение: они способствуют проявления творческой инициативой учащихся, пробуждают в них интерес, желание совершенствовать своё музыкально исполнительское мастерство, стремление к достижению более высоких результатов и желание участвовать в разных концертах и конкурсах.

Категория: Прочее
12.04.2022 22:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!