СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги в химию" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» с.п. Сармаково Рассмотрена «Согласовано» «Утверждаю» на заседании Зам. директора по ВР:______ Директор школы ________ педсовета Татрокова Н.М. Мудранова С.Ю. №____ от ______ 2016г. приказ № ___от __ ____ 2016г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Первые шаги в химию» Направление «Общеинтеллектуальное» Классы: 6 «а», «б» Количество часов: всего 34 в неделю 1 час Учитель: Пшукова Зарета Сафарбиевна 2016 – 2017 уч.г. Пояснительная записка Нормативно – правовая база программы: ??Закон «Об образовании в Российской Федерации»; ???Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ?? Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; ?? Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ; ?? САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Актуальность программы: Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира. Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Первые шаги в химию» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них. В отличие от других подобных курсов, курс «Первые шаги в химию» не ставит задачей формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление. Программа предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-6 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ. Цель и задачи программы: Цель: формирование фундамента для дальнейшего изучения химии в системном курсе 8-11 классов. Задачи: Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению химии; - воспитывать элементы экологической культуры; - формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе. Развивающие: - развивать память, речь, мышление, внимание; - формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; Обучающие: -познакомить с первоначальными понятиями химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов, формулы оксидов, кислот, солей и оснований); -формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; - решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов; -уметь определять по составу вещества, к какому классу вещество относится; - знать основные отличия классов по составу и характерным свойствам. Формы и виды деятельности учащихся: В основе методики преподавания курса «Первые шаги в химию» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего мира. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Используются технология разноуровневого обучения, развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. Занятия проводятся в классном помещении, но для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Особенности программы: Изучение и химии в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на реализацию следующих линий развития обучающихся средствами предмета: 1) Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются. 2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи. 3) Диалектический метод познания природы. Формирование понимания необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем. 4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности. 5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе Ожидаемые результаты: Предметные результаты: - формирование основ научного мировоззрения и физического мышления - различать экспериментальный и теоретический способ познания природы; - понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества. - проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Личностные результаты: -осознание единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: - вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; - учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. - формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды. Метапредметные результаты: - самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. - планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. - уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Формы учета оценки планируемых результатов: Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Вопросы для самоанализа могут быть следующими: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что -------------------- Наиболее трудным мне показалось_______________________________________ Я думаю, это потому, что_______________________________________________ Самым интересным было_______________________________________________ Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее___________ Я бы хотел попросить своего учителя_____________________________________ Программа составлена для учащихся 6 классов. Возрастная группа учащихся: 12-13 лет. Объем часов, отпущенных на занятия: 34 часа Периодичность : занятия проводятся 1 раз в неделю Содержание курса Т-1. Введение (4ч) Данная тема знакомит с историей открытия науки химии, правилами техники безопасности, лабораторным оборудованием, правилами нагревания. Т-2. Скучная? Нет, интересная! (16ч) Это путешествие в микромир, знакомство с понятием атом, молекула; вещество: простое и сложное, свойствами веществ; металлами и неметаллами, великими химиками: М.В.Ломоносовым и Д. И. Менделеевым. Т-3. Химия на кухне (3ч) Эта тема проводится в виде игры «Аукцион». Создается временная инициативная группа, которая распределяет детей на группы. Каждой группе дается задание: найти материал о веществах, с которыми встречаемся в повседневной жизни, особенно на кухне, узнать о их применении, придумать рекламу этого вещества. Т-4. Скорая помощь на дому (5ч) Здесь ученики приобретают первоначальные навыки проводить эксперимент: выводить пятна, удалять накипь в чайнике и другое. Т-5. Домашняя аптечка (4ч) Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. А также использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний. Дети учатся оказывать первую доврачебную помощь. Т-6. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» (2ч) Данная тема расширяет кругозор учащихся, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину мира. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Кол-во часов Дата проведения занятия 6 «а» 6 «б» Т-1. Введение (4ч) 1 История открытия науки химии (видеофильм) 2 Правила техники безопасности 3 Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания” 4 Как обнаружить вещество или что такое аналитика Т-2. Скучная? Нет, интересная! (16ч) 4 Путешествие в микромир 5 Тела и вещества. Свойства веществ. 6 Путешествие одной капли (о круговороте воды) 7 Я –лаборант 8 Пр.р.№2 “Изучение свойств воды” 9 Знакомство с химическими элементами – Ме 10 Откуда на меди черный налет? 11 Как удалить ржавчину 12 Пять рассказов о золоте, серебре и других металлах 13 Знакомство с химическими элементами – НЕМе 14 Волшебная сера (видеофильм) 15 А ну- ка, отгадай! (викторины, загадки) 16 Химическое лото 17 Углерод (презентация) 18 Опыты со стеклом 19 Жидкое стекло 20 Закладка опыта «Выращивание кристаллов» Т-3. Химия на кухне (3ч) 21 Опыты пищевыми продуктами 22 Карамелизация сахара 23 Глюкоза из крахмала Т-4. Скорая помощь на дому (5ч) 24 Как избавиться от мух и комаров? 25 Как удалить пятна? 26 Что такое накипь и как с ней бороться? 27 Основы химической чистки 28 Когда вода не тушит огонь Т-5. Домашняя аптечка (4ч) 29 Препараты домашней аптечки. 30 Лекарственные растения. 31 Пр.р.№3” Помоги себе сам” 32 Растения-индикаторы, растения-рудознатцы. Т-6. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…» (2ч) 33 Прошлое, настоящее и будущее. 34 Экологические катастрофы и способы их устранения. Информационно-методическое обеспечение Литература и средства обучения Основная и дополнительная учебная литература 1. Сборник нормативных документов. Химия - М.: Дрофа, 2010 2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011 3. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. – М.: Просвещение, 2006 4. Юный химик 145 опытов с веществами. Жилин Д.М.2009 ООО «Научные развлечения. 5. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004. 6. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003. 7. Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента в школе – М.: Просвещение, 1975. Интернет-ресурсы http: // www.shkola.edu.ru http: // school-collection.edu.ru http: // www.uroki.ru http: // experiment.edu.ru http: // him.1september.ru http: // fcior.edu.ru
Категория: Химия
10.09.2016 22:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!