СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) курса «Маленький пермяк» (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

курса

«Маленький пермяк»

(1 класс)

Программу составила:

Лузина А. В.

учитель начальных классов

2014-2015 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Цели программы:

способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся; пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края; воспитание любви к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы: образовательные

1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

· системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;

· научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

· доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

· наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

· деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

· прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В программах для каждого класса прослеживается:

· преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

· теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

· умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.

1 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Тема

Кол-во

часов

Введение в курс «Краеведение»

2

Что изучает «Краеведение»?

1

Я – маленький пермяк.

1

Моя школа

2

Экскурсия по территории школы.

1

Мой класс.

1

Моя семья

4

Традиции моей семьи.

1

Наша дружная семья.

2

Выставка семейных поделок.

1

Мой дом

3

Мой дом.

1

Безопасный и короткий путь домой

1

Название моей улицы.

1

Мой город

23

Обзорная экскурсия по городу.

1

Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

2

Достопримечательности Перми.

1

Музеи.

1

Экскурсия в Краеведческий музей.

1

Театры. Афиша.

2

Посещение ТЮЗа.

1

Посещение театра оперы и балета.

1

Цирк.

1

Экскурсия в музей цирка.

1

Знаменитые люди нашего города.

2

Пермские детские писатели.

3

Посещение библиотеки им. Гайдара.

1

День Победы.

1

Памятники Великой Отечественной войны.

1

Встреча с ветеранами.

1

Зеленый наряд Перми.

1

Сохраним нашу природу. Урок закрепления.

1

Литература.

Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003 Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996 Боровская Л.А., Жесткова Н.С., БыховскаяМ.А. «Наш Пермский край».- Пермь: ПГПУ, 2010 Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.- Пермь: Пушка, 2002 Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. - Пермь: Книжный мир, 2003 Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение. - Пермь: Пермский край, 2009

Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа

Категория: Внеурочка
27.02.2015 15:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!