СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
курса
«Маленький пермяк»
(1 класс)
Программу составила:
Лузина А. В.
учитель начальных классов
2014-2015 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москка РОСТ, 2012).
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Цели программы:
способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся; пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края; воспитание любви к природе родного края; формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы: образовательные
1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
· системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю по 1 часу в 1-4 классах; обеспечение преемственности обучения;
· научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
· доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
· наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
· деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
· прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
· преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
· теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
· умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
1 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Тематическое планирование
Раздел
Кол-во часов
Тема
Кол-во
часов
Введение в курс «Краеведение»
2
Что изучает «Краеведение»?
1
Я – маленький пермяк.
1
Моя школа
2
Экскурсия по территории школы.
1
Мой класс.
1
Моя семья
4
Традиции моей семьи.
1
Наша дружная семья.
2
Выставка семейных поделок.
1
Мой дом
3
Мой дом.
1
Безопасный и короткий путь домой
1
Название моей улицы.
1
Мой город
23
Обзорная экскурсия по городу.
1
Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.
2
Достопримечательности Перми.
1
Музеи.
1
Экскурсия в Краеведческий музей.
1
Театры. Афиша.
2
Посещение ТЮЗа.
1
Посещение театра оперы и балета.
1
Цирк.
1
Экскурсия в музей цирка.
1
Знаменитые люди нашего города.
2
Пермские детские писатели.
3
Посещение библиотеки им. Гайдара.
1
День Победы.
1
Памятники Великой Отечественной войны.
1
Встреча с ветеранами.
1
Зеленый наряд Перми.
1
Сохраним нашу природу. Урок закрепления.
1
Литература.
Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003 Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996 Боровская Л.А., Жесткова Н.С., БыховскаяМ.А. «Наш Пермский край».- Пермь: ПГПУ, 2010 Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.- Пермь: Пушка, 2002 Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. - Пермь: Книжный мир, 2003 Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение. - Пермь: Пермский край, 2009
Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа
© 2015, Лузина Анна Владимировна 1425