Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов.
Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей.
Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую он выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод проектов позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:
- отбирать и анализировать нужную информацию из различных источников;
- уметь пользоваться ресурсами Интернет.
Для достижения положительного результата я обязательно учитываю следующие этапы деятельности над проектом:
? выбор темы (Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.);
? сбор материала (Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.);
? оформление продукта проекта;
? защита проекта;
? подведение итогов.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Данный метод я начала использовать в этом учебном году. Мои ученики (по желанию) подготовили индивидуальные проекты по окружающему миру. Была им предложена следующая тематика:
1. Мой город.
2. Промышленность нашего города.
3. Моя семья.
4. Любимые уголки города.
Планируем с лучшим проектом выступить на городской конференции «Первые шаги исследователя». Написание проекта сопровождалось подготовительной работой, которая заключалась в организации деятельности творческой группы. В творческую группу входили как учащиеся, так и родители. Совместная деятельность привела к овладению приемами проектирования, повысила интерес к учебной деятельности.
Итак, метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать опыт для воспитательных и образовательных целей. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый резу