СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути и средства формирования профессиональной компетентности педагога-библиотекаря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентность (от лат. competens – соответствующий, способный, знающий) в широком толковании – психосоциальное качество, характеризующее уровень подготовленности человека к выполнению определенной сферы деятельности, охватывающее способности, знания, а также приобретенные опытом умения и навыки. Компетентность – неотъемлемый показатель профессионализма любого специалиста. Этот термин широко используется сегодня в педагогической деятельности, в том числе и школьного библиотекаря.

Современный педагог-библиотекарь должен обладать высоким уровнем общекультурных и профессиональных знаний, быть способным к функциональной адаптации в своей сфере педагогической деятельности, готовым самостоятельно проектировать и реализовывать обучающие программы разного уровня и направленности. Характерной чертой школьного библиотекаря как педагога является его стратегическое мышление, способное объединить в единое целое разные области знаний.

Компетентность педагога, в том числе педагога-библиотекаря, тесно связана с профессиональной этикой, реализацией им в своей деятельности нравственных требований, норм поведения, во взаимоотношениях как с коллективом, так и с каждым отдельным человеком.

Что касается непосредственно знаний, умений и навыков, определяющих успешность педагогической деятельности школьного библиотекаря, то здесь различают общие психолого-педагогические компетентности и специальные, присущие только этой профессии.

Однако своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм любого педагога определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности.

Специфика педагогической деятельности требует от профессионала владения системой общекультурных и общенаучных психолого-педагогических знаний. Эффективное педагогическое взаимодействие с персоналом, учащимися и родителями, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате наличия у педагога-библиотекаря широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях – социальной, культурной, научной, технической, на основе которых и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, притягивающая ее к себе.

В профессиональную компетентность современного педагога-библиотекаря включается овладение способами поиска, аналитико-синтетической обработки, хранения и обработки информации, современных информационных образовательных технологий, включая цифровые образовательные ресурсы, способов организации читательской деятельности и психологии чтения, использование педагогической теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

Возникает вопрос: каким образом названные многочисленные компетенции становятся компетенциями педагога-библиотекаря? Где и как он их приобретает?

Первоначальный уровень профессиональных компетенций библиотекарь-педагог получает в вузе.

Другой источник получения педагогом-библиотекарем педагогических компетенций заложен в профессиональной практической деятельности библиотекаря. Проводя многообразные по тематике библиотечные занятия с детьми, ежедневно общаясь с учителями, организуя воспитательные мероприятия, встречаясь с родителями, включаясь в работу кружков, библиотекарь получает навыки педагогической деятельности, развивает умения, обогащается знаниями.

Еще один важный источник получения педагогом-библиотекарем компетенций заложен в методических материалах, поступающих в библиотеку. Имеются в виду, с одной стороны, всякого рода нормативные материалы, инструкции, постановления, решения и другие документы для регулирования педагогической деятельности, спускаемые сверху, с другой стороны, научно-методическая литература, методические и учебные пособия и разработки, профессиональные журналы, специально предназначенные для педагога-библиотекаря. В этих материалах наука дается, как правило, в минимальной дозе, а регулирующая методика – в готовом виде.

Говоря об источниках получения библиотекарем новых компетенций, необходимость которых диктует сама жизнь, важным является систематическое повышение квалификации библиотекаря-профессионала, обогащающее его новым инновационным опытом, отвечающим современным задачам и наиболее продвинутым в будущее.

Названные компетентности, как бы хорошо ими ни владел педагог-библиотекарь, будут недостаточными, если педагог не включен в профессиональную деятельность целостно, то есть всей своей личностью. А это предполагает наличие у него своей позиции, своей системы ценностей, определяющих выбор им целей и задач, способов педагогической деятельности, потребности в совершенствовании своего педагогического мастерства. Это зависит от его общей и педагогической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова, Т. Д., Чудинова В. П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. – М.: РШБА, 2007. – 222 с.

2. Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как актуальная проблема в современном обществе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011.

№4. – С.109–111.

3. Справочник библиотекаря / А. Н. Ванеев [и др.]; науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2007. – 496 с. – (Библиотека).

4. Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Учебно-методическое пособие для школьных библиотекарей как педагогов. – М.: РШБА, 2014. – 464 с.

14.11.2022 16:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!