СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология педагогического общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое общение - структурный компонент и одновременно способ реализации методов и приемов педагогических воздействий, направленных на формирование личности обучаемых. Такое общение - одна из сторон профессионализма педагога. Педагогическое общение выполняет самые разнообразные функции: передает социальные, культурные и нравственные ценности, формирует духовный мир учащихся, является сферой реализации педагогом своих сущностных сил.

Педагогическое общение органически входит в структуру методов и приемов обучения, воспитания и вместе с тем является способом их реализации. Педагогическое воздействие как прямое, так и косвенное - не единственный фактор формирования личности в ходе педагогического общения. Важное место занимает подражание, внушение, заражение, идентификация.

Педагогическое общение включает следующие компоненты: социально-перцептивный, эмоциональный, поведенческий. Ведущее место в педагогическом общении занимает социальная перцепция, т.е. процесс восприятия и понимания людьми друг друга, а также организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Исследование общения показывает, что поведение, мимика, жесты, интонация, темп движений являются сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических состояниях партнера по деятельности. Деятельность и общение педагога и аудитории являются основными элементами учебной ситуации. В процессе педагогического общения происходит направленное и ненаправленное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как невербальным, так и вербальным и осуществляется через внушение, убеждение, заражение, подражание и личный пример.

Учащиеся выступают на занятиях как предмет познания и объект управления, педагог моделирует свою деятельность и ее средства, необходимые для достижения продуктивности занятия.

К общению педагога во время групповых занятий предъявляются своеобразные требования. Так, вступив в непосредственный контакт с аудиторией, педагог, помня о психическом заражении и подражании, демонстрирует пример деловитости, бодрости, уверенности, сосредоточенности, организованности. Это создает деловой настрой. Озабоченность, несобранность, неряшливость, растерянность влияют отрицательно на состояние слушающих.

Наиболее важная информация должна быть размещена в начале или в конце сообщения. Выделенное паузами и эмоционально подчеркнутое запоминается лучше. Учитывая влияние прошлого опыта на осмысление сообщаемого, педагог вводит в свое выступление знакомые слова, обороты, оценки и добавляет к ним новую информацию, подводит обучаемых к желаемому выводу, отношению к содержанию переданной информации. Ослабляет воспитательное влияние общения с обучаемыми сообщение готовой без выражения личностного и эмоционального отношения к ее содержанию, однообразие мимики и жестов, категорическое изложение только одной точки зрения как неоспоримой истины, требующей лишь запоминания, шаблонное восприятие аудитории как суммы людей без учета особенностей групповой психологии.

Необходимо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям учащихся, ставить вопросы, использовать эпизоды из жизни учебного заведения, кинофильмов, художественных произведений. Наблюдая за эмоциональным состоянием аудитории, педагог может сохранить взаимопонимание и контакт с ней путем перестройки своего поведения, смысловых пауз, четкого выделения главного, приведения примеров, фактов. Поддерживает активность и познавательный интерес аудитории культура речи преподавателя, ее четкость, понятность, правильность.

Выражение педагогом своих чувств и отношения к действительности в тоне речи, в жестах, позе, мимике должно соответствовать не только задачам и содержанию его выступления, но и особенностям аудитории, ее ожиданиям, интересам, запросам и настроению. По отдельным вопросам, репликам, возгласам, выражению лица и поз слушателей можно судить о том, как воспринимается выступление, видоизменить его темп и содержание.

Средства общения учителя - вербальное и невербальное его поведение. Особо важная роль в общении учителя принадлежит таким его средствам, как речь и внешнее выражение психических состояний. Устная речь в силу присущей ей экспрессивности выражает обычно больше, чем означает. Содержание устной речи дополняется целой гаммой оттенков, интонаций, пауз, что придает ей особую выразительность.

Существенным моментом использования языка в целях общения является различение значения и смысла слов, предложений. Смысл слов и предложений выражает индивидуальное, субъективное восприятие и понимание обозначаемых ими явлений, предметов объективной реальности.

В общении учителю важно определить, какой личностный смысл имеют для других его действия, те или иные события, жизненные факты. С помощью речи учитель, общаясь с обучаемыми, передает им различные сведения и знания, воздействует на личность каждого из них и весь коллектив. Через интонацию, ударения, построения фраз, использование сравнений, поговорок, пословиц учитель выражает свои чувства, психическое состояние и отношение к действительности.

Содержание и форма речи учителя в процессе общения зависят от целей и задач его деятельности, жизненного опыта, знаний, взглядов, темперамента, характера, способностей, интересов, психических состояний.

Во время общения учитель с помощью вербальных и невербальных средств стремится установить деловое и эмоциональное взаимопонимание, регулировать дистанцию общения, перестраивать его план, быстро реагировать на неожиданные реакции, умело оперировать выразительностью речи, ее ритмом, тембром, интонацией, а также жестом, позой. Анализ процесса общения призван оценить его плюсы и минусы, правильность учета индивидуальных, возрастных и других особенностей обучаемых, эффективность влияния учителя.

25.01.2019 10:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!