СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это определенный морально-психологичес-кий климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. Прежде всего, она выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувствах. Изначально семья строится на чувстве любви: проявление ласки, нежности, заботы, терпимости, умения прощать, чувства долга… Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство счастья, защищенности от внешних невзгод, надежность существования, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников.
Однако эта позитивная гамма чувств может стать негативной. Недополучивший любви родителей ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, маленький человек рано развивает в себе эгоизм, изнеженность, избалованность, зазнайство, лицемерие. Об этом должен помнить каждый родитель.
Ребенок растет в семье. Наблюдает в семье не только те отношения, непосредственным участником которых является он сам, но и отношения между взрослыми. Он усваивает именно тот стиль общения, который существует между взрослыми. И если этот стиль отличается
конфликтностью, непрерывными стычками, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребенок (хочет он этого или нет) усваивает именно этот стиль, и никакой другой. Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций. Пусть, подрастая, он начитается потом массы педагогической и психологической литературы о культуре поведения в быту – все равно исправить то, что заложено с детства на эмоциональном уровне, очень трудно.
Родительская любовь всегда отзывается в детях. Но мы к несчастью, не всегда готовы принять этот отклик. Потому что смотрим на ребенка со своей позиции. Не понимаем того, что иной нелепый, причудливый поступок нашего отпрыска имеет в его сознании особый, ему понятный смысл. Чтобы улавливать этот смысл, стоит почаще напоминать себе – смотри на мир глазами ребенка. Его взгляд оказывается порой более объективны, не замутненным теми заботами, которые искажают восприятие взрослых, приковывают внимание к проблеме аппетита, к отметкам по русскому и т. д.
Все педагогические просчеты со стороны, как правило, очевидны. Насколько просто бывает понять и умилятся нелепым поступкам и выходкам чужих детей и осудит «педагогическую неуклюжесть» их родителей, настолько тяжело с терпимостью отнестись к аналогичным поступкам «собственных». Это несоответствие – показатель того искажающего влияния, которое оказывает на «работу понимания» наша пристрастность.
И все-таки у нас есть, основание для оптимизма! Все дело в том, что смотреть на мир глазами ребенка на самом деле вовсе не так трудно. Потому что мир в его глазах бесконечно прекрасен! И семейный круг в этом мире детей больше похож не мягкую надувную игрушку. И когда мы это видим, нам становится понятным, сколько «острых углов» мы придумываем сами, привносим в этот семейный круг от себя, забывая в житейской суете о «работе понимания».
В м е с т о з а к л ю ч е н и я:
– Папа, что я тебе сегодня принес! – сын-первоклассник стаскивает с себя в дверях тяжелый ранец.
– Ну что тем у тебя в дневнике? – не отрывая глаз от газеты, протягивает руку за дневником папа.
– Это не дневник. Это сырок. Твой любимый – плавленый.
– Опять привередничаешь – от школьных завтраков отказываешься. Положи сырок в холодильник. Надо было его в школе есть. Лучше бы пятерку принес по-русскому хоть раз.
Настроение у мальчишки портится. Хотел отцу приятное сделать. Ведь он так часто повторяет, что для него в свое время плавленый сырок был мечтой и вершиной блаженства. Повторяет, когда корит за отсутствие аппетита.
© 2017, Маркова Елена Леонидовна 431