СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность школьников

Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова (географическая, академическая, профессиональная и т.д.). Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, даже приблизительный список которых составить невозможно. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способность жить в новом, меняющемся мире.

В соответствии с новейшими требованиями времени и были разработаны ФГОСы второго поколения.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, 

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.  

Таким образом, одной из главных  задач учителя является формирование у учеников ключевых компетенций.

Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то их  перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Какие компетентности востребованы российским обществом? Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции.

- Общекультурные компетенции.

- Учебно-познавательные компетенции.

- Информационные компетенции.

- Коммуникативные компетенции.

- Социально-трудовые компетенции.

- Компетенции личностного самосовершенствования.

 

Одним из ответов на эти вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются «от конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.

Компетентность можно определить и как способность к практическому действию. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности, в проектировании. Проектная деятельность является основной по новым ФГОСам.

Если раньше любые изменения в жизни людей происходили постепенно, то в XXв. мы столкнулись с катастрофическими изменениями: профессиональная деятельность, личная жизнь, социальные отношения – все стало изменчивым. Конечно, жизнь менялась и раньше, но теперь эти изменения стали происходить быстрее: в течение жизни одного индивида. В социологических исследованиях, например, часто рассматривается соотношение профессинальной деятельности и родительства женщин: многодетность и относительно небольшая продолжительность жизни увеличивалась, а потому женщина едва успевала дожить до взрослости своих младших детей. Теперь же детей в семье становится меньше, продолжительность жизни увеличилась, а потому женщина реально может участвовать в производительном труде до рождения первого ребенка и после совершеннолетия младшего.

Если раньше изменения происходили сами собой, то теперь стали планироваться и осуществляться целенаправленно. Например, стремительное вмешательство бизнеса в сферу науки – финансирование крупнейшими корпорациями научных разработок с целью их максимально быстрого использования в практике – одна из наиболее наглядных иллюстраций этого тезиса. А даже наиболее благоприятные изменения должны происходить вовремя, в противном случае они могут привести к противоположным результатам.

Итак,

- в любой деятельности стало необходимым учитывать фактор времени;

- любая деятельность стала включать в себя признаки управления изменениями.

Таким образом, проектэто целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Сразу необходимо обратить внимание на нюансы словоупотребления. Проектом может быть назван замысел: архитектурный проект в виде чертежа, макет, бизнес-проект, идея. Это будет называться эскизом.

А весь путь от идеи до получения продукта – проектом.

Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью. Например, построено здание. Здание – продукт. Но цель и соответственно результат проекта не здание само по себе, а изменение качества жизни тех, кто в этом здании поселится.

Теоретически проектирование всегда направлено на развитие, т.е. на качественное изменение ситуации (системы). В реальности сегодня относят его к любым планируемым изменениям. (Необязательно, проект – это грандиозное изменение, например, это может быть проект «Создание алгоритма проверки домашнего задания», учебный проект «Лирика любви Пушкина» и др.)

  Проектная деятельность школьника не является простой калькой с социальных проектов. Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта (хотя в процессе они его получают). Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.

Структура школьного проекта (К.Н.Поливанова)

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели

  • Анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идей проектирования).
  • Конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования).
  • Выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация проекта):

  • Планирование этапов выполнения проекта.
  • Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)
  • Собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

  • Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).
  • Сбор, систематизация и анализ полученных результатов.
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

  1. По учебному предмету
  • монопредметные (математический, лингвистический и др.)
  • полипредметные
  • надпредметные
  • внепредметные (внешкольные)
  1. По времени
  • краткосрочные (до одной недели)
  • среднесрочные (до одного месяца)
  • долгосрочные (до одной четверти и в старшей школе – до полугодия).
  1. По числу участников
  • групповые
  • индивидуальные

        и другие

Чаще всего  тема проекта задается учителем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям:

1.Предложенная учителем «проектная идея» становится «темой доклада». При этом работа ребенка идет по нескольким направлениям. Такой тип работы в методической литературе называют дивергентным. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет ученику самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.

 2. Предложенная учителем тема проекта связывает тему (замысел) и конечный продукт. Такой тип работы можно назвать связывающим. Креативность такого проектирования ниже.

3. Проектирование идёт «от результата». Такой тип работы называют продуктивным. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирования важен, т.к. школьники учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями.

В своей работе я чаще всего применяю дивергентный, групповой тип проектирования. Давая ученикам примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. По мере реализации проекта идет согласование анализа собранной информации и полученных результатов.

Проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Работая в группах, ученики формируют коммуникативные компетенции, необходимые в современном мире. Начиная планировать проект, они учатся принятию совместных решений, распределению обязанностей, формируют навыки работы в группе. Индивидуальные проекты способствуют формированию  навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества ученика. 

При использовании методики проектов необходимо учитывать психологические особенности возрастного развития детей.

Проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты. Они позволяют не гаснуть инициативности, учат управлять собственным поведением.  В старшей школе проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе, в выборе профессии, стратегии поведения.

Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность (деятельность, в которой учащийся работает с учебным содержанием на строго отобранном учебном материале под прямым руководством педагога). Если в школе оставить лишь проектную деятельность, она престанет быть таковой для ребенка, ее особый характер просто не будет замечен.

Примеры проектов:

Аттестационный учебный краткосрочный проект «Мотив одиночества в лирике Лермонтова», учебный проект «Как излечить людей от пошлости, глупости. По рассказам Чехова», учебный проект «Темы и мотивы лирики А.С.Пушкина», учебный проект «Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые душит» и другие.

У нас уже сложилась структура. На первом этапе определяемся с темой, основополагающим вопросом, задачами. Следующий шаг – состав групп, время. На третьем этапе придумываем и распределяем задачи-вопросы. Далее определяемся с видами продуктов проекта. Чертим оценочные листы. Следующим шагом начинаем сбор информации, оформление – реализацию проекта. Далее оформление результатов в виде презентации, сообщения и других форм. Последний этап – рефлексия, подсчитываем баллы по оценочным листам, обсуждаем итоги, анализируем деятельность каждой группы.

Список  литературы.

1.     Ресурс Интернета

http://wiki.rkc-74.ru/index.php/Компетенции_в_образовании. 

2.     Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение,2011.

3.     Проекты ФГОС второго поколения  2010-2011г.

 

 

Категория: Русский язык
13.01.2015 22:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!