СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность школьников
Индустриальное общество превращается в информационное. Стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. И главной, обобщающей характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова (географическая, академическая, профессиональная и т.д.). Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы, даже приблизительный список которых составить невозможно. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способность жить в новом, меняющемся мире.
В соответствии с новейшими требованиями времени и были разработаны ФГОСы второго поколения.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции,
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.
Таким образом, одной из главных задач учителя является формирование у учеников ключевых компетенций.
Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то их перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Какие компетентности востребованы российским обществом? Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции.
- Коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Одним из ответов на эти вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются «от конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.
Компетентность можно определить и как способность к практическому действию. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации в образовании появляются в проектной деятельности, в проектировании. Проектная деятельность является основной по новым ФГОСам.
Если раньше любые изменения в жизни людей происходили постепенно, то в XXв. мы столкнулись с катастрофическими изменениями: профессиональная деятельность, личная жизнь, социальные отношения – все стало изменчивым. Конечно, жизнь менялась и раньше, но теперь эти изменения стали происходить быстрее: в течение жизни одного индивида. В социологических исследованиях, например, часто рассматривается соотношение профессинальной деятельности и родительства женщин: многодетность и относительно небольшая продолжительность жизни увеличивалась, а потому женщина едва успевала дожить до взрослости своих младших детей. Теперь же детей в семье становится меньше, продолжительность жизни увеличилась, а потому женщина реально может участвовать в производительном труде до рождения первого ребенка и после совершеннолетия младшего.
Если раньше изменения происходили сами собой, то теперь стали планироваться и осуществляться целенаправленно. Например, стремительное вмешательство бизнеса в сферу науки – финансирование крупнейшими корпорациями научных разработок с целью их максимально быстрого использования в практике – одна из наиболее наглядных иллюстраций этого тезиса. А даже наиболее благоприятные изменения должны происходить вовремя, в противном случае они могут привести к противоположным результатам.
Итак,
- в любой деятельности стало необходимым учитывать фактор времени;
- любая деятельность стала включать в себя признаки управления изменениями.
Таким образом, проект – это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
Сразу необходимо обратить внимание на нюансы словоупотребления. Проектом может быть назван замысел: архитектурный проект в виде чертежа, макет, бизнес-проект, идея. Это будет называться эскизом.
А весь путь от идеи до получения продукта – проектом.
Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате происходит. Производимый продукт не является самоцелью. Например, построено здание. Здание – продукт. Но цель и соответственно результат проекта не здание само по себе, а изменение качества жизни тех, кто в этом здании поселится.
Теоретически проектирование всегда направлено на развитие, т.е. на качественное изменение ситуации (системы). В реальности сегодня относят его к любым планируемым изменениям. (Необязательно, проект – это грандиозное изменение, например, это может быть проект «Создание алгоритма проверки домашнего задания», учебный проект «Лирика любви Пушкина» и др.)
Проектная деятельность школьника не является простой калькой с социальных проектов. Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта (хотя в процессе они его получают). Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.
Структура школьного проекта (К.Н.Поливанова)
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели
Выполнение (реализация проекта):
Подготовка итогового продукта:
Типология проектов
и другие
Чаще всего тема проекта задается учителем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям:
1.Предложенная учителем «проектная идея» становится «темой доклада». При этом работа ребенка идет по нескольким направлениям. Такой тип работы в методической литературе называют дивергентным. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет ученику самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.
2. Предложенная учителем тема проекта связывает тему (замысел) и конечный продукт. Такой тип работы можно назвать связывающим. Креативность такого проектирования ниже.
3. Проектирование идёт «от результата». Такой тип работы называют продуктивным. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирования важен, т.к. школьники учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями.
В своей работе я чаще всего применяю дивергентный, групповой тип проектирования. Давая ученикам примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. По мере реализации проекта идет согласование анализа собранной информации и полученных результатов.
Проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Работая в группах, ученики формируют коммуникативные компетенции, необходимые в современном мире. Начиная планировать проект, они учатся принятию совместных решений, распределению обязанностей, формируют навыки работы в группе. Индивидуальные проекты способствуют формированию навыков самостоятельной работы, когда и замысел и его выполнение полностью зависят от творчества ученика.
При использовании методики проектов необходимо учитывать психологические особенности возрастного развития детей.
Проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты. Они позволяют не гаснуть инициативности, учат управлять собственным поведением. В старшей школе проектная деятельность становится средством управления своим поведением в учебной работе, в выборе профессии, стратегии поведения.
Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность (деятельность, в которой учащийся работает с учебным содержанием на строго отобранном учебном материале под прямым руководством педагога). Если в школе оставить лишь проектную деятельность, она престанет быть таковой для ребенка, ее особый характер просто не будет замечен.
Примеры проектов:
Аттестационный учебный краткосрочный проект «Мотив одиночества в лирике Лермонтова», учебный проект «Как излечить людей от пошлости, глупости. По рассказам Чехова», учебный проект «Темы и мотивы лирики А.С.Пушкина», учебный проект «Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые душит» и другие.
У нас уже сложилась структура. На первом этапе определяемся с темой, основополагающим вопросом, задачами. Следующий шаг – состав групп, время. На третьем этапе придумываем и распределяем задачи-вопросы. Далее определяемся с видами продуктов проекта. Чертим оценочные листы. Следующим шагом начинаем сбор информации, оформление – реализацию проекта. Далее оформление результатов в виде презентации, сообщения и других форм. Последний этап – рефлексия, подсчитываем баллы по оценочным листам, обсуждаем итоги, анализируем деятельность каждой группы.
Список литературы.
1. Ресурс Интернета
http://wiki.rkc-74.ru/index.php/Компетенции_в_образовании.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение,2011.
3. Проекты ФГОС второго поколения 2010-2011г.
© 2015, Ханова Светлана Вячеславовна 701