СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа МО "Сатабыл"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В РС (Я) Кондратьев П.П. – зав. кафедры политехнического и дуального образования ИПКРО Организационные условия обучения и воспитания являются началом и фундаментом реализации целей и задач программы обучения по трудовой подготовке школьников в общеобразовательной школе. Без создания условий, где проходит вообще процесс обучения и воспитания, в частности процесс трудовой подготовки не может быть и речи об обеспечёнии целенаправленного действия в осуществлении программы обучения и воспитания. Готовящимися стать учителями трудового обучения необходимо до мелочей иметь представление об условиях, где будет проходить их работа, где большей частью им самим надо проявлять находчивость, в некоторых случаях смелость, в решении организационных вопросов трудовой подготовки школьников. Структура организационных условий трудовой подготовки школьников сложная, ее можно расчленить на несколько элементов. Внутренняя связь между элементами существует, она как бы является косяком, объединяющим в единое целое процессы воспитания и обучения. Раскрытие этой связи не входит в задачу данной рекомендации. Работа расчитана на ознакомление студентов с краткими характеристиками и содержанием элементов организационных условий трудовой подготовки школьников: учебно-материальной базы, оборудованием, сырьем и материалами, планированием. Учебно-материальная база, она представляет собою совокупность учебно-производственных помещений и техники, в их числе можно перечислить: учебные мастерские, учебно-производственные мастерские, кабинеты профильного, профессионального или углубленного изучения предметов трудовой подготовки, цеха и мастерские для организации общественно полезного производительного труда и кружковой работы, мастерские народных мастеров «Уһуйаан», учебно-опытные участки, земледельческие и другие сельскохозяйственные площади, подсобные помещения, сельскохозяйственные машины, транспортная техника, их гаражи, подсобные хозяйства школы, летние базы отдыха и труда (для организации летней занятости детей). Учебно - материальная база организуется в соответствии закона об образовании, устава общеобразовательной школы, учебных программ и нормативных документов министерства России и Республики Саха (Якутия). В отдельных случаях министерством образования Российской Федерации разрабатывались положения о некоторых учебно-производственных помещениях. Так, существуют положения о кабинетах профессиональной ориентации, об учебных и учебно-производственных мастерских, об учебно-производственных комбинатах. Нами разработаны положения о мастерских «Уһуйаан», ученических производственных бригадах, о центрах труда и отдыха. Таким образом, учебно - материальная база представляет собою комплекс и требует соответственно определенного подхода и ее эксплуатации в соответствии норм санитарной гигиены, пожарной безопасности и правила техники безопасности. Поддержка эксплуатационного состояния всего комплекса учебно - материальной базы является заботой хозяйственных органов учреждений образования, однако некоторые объекты могут быть закреплены за заведующими мастерскими, и они считаются ответственными за эксплуатацию. Оборудование, учебно-наглядные пособия учебных мастерских и кабинетов по трудовой подготовке комплектуются в соответствии перечня учебно-наглядных пособий неполных и средних общеобразовательных школ. В перечне определяются количество оборудования, учебно-наглядных пособий в зависимости от накопляемости классов. Исключение составляет учебный план якутских национальных школ с 1992—93 уч. года обучение по техническому и обслуживающему труду ведутся раздельно независимо от накопляемости класса по половому признаку. Это новое направление в трудовом обучении в национальных школах полностью отвечает содержанию концепции обновления и развития национальной школы. Раздельное обучение мальчиков и девочек в мастерских национальной школы не ставит ограничения в вопросах обеспечения комплектующими оборудованиями и инструментами мастерских в соответствии перечня. До 1992 года на приобретение инструментов, станочного и другого оборудования мастерских, учебно-наглядных пособий и ТСО средства определились централизованно, через магазины учебно-наглядных пособий Министерства образования РС (Я). Централизованное обеспечение подразумевает распределение лимитированных средств обучения путем распределения по заявкам от отделов образования или отдельных школ. Такая практика давала учитывать запросы отдаленных школ, однако, и не гарантировала от распределения средств от «близкого к далекому». Переход к рыночным отношениям изменил способ распределения средств обучения. Главное произошла децентрализация бюджета и снабжение материальных ресурсов, которые перешли в распоряжение управления образования и местных администраций. В нашей республике после реорганизации магазина учебно-наглядных пособий в республиканский учколлектор коммерческого направления отпала необходимость лимитированного распределения. Возникла потребность создания новой схемы снабжения учебно-наглядными пособиями, станочным оборудованием, инструментами и ТСО в условиях ликвидации целевого фондированного обеспечения. Материальные ресурсы на оптовую торговлю поступают через территориальные торгово-посреднические компании. Обеспечение сырьем и материалами учебных мастерских очень сложное и трудное мероприятие для заведующего учебными мастерскими, а все время введения предметов технического и обслуживающего труда не был продуман механизм обеспечения сырьем и материалами учебного процесса трудового обучения, если не считать частичное обеспечение пиломатериалами городских школ. Вся тяжесть хлопот по нахождению сырья и материала ложится на плечи заведующего учебными мастерскими и учителя. На помощь им приходит организованный в последние годы хозяйственный отдел управлений образования городов и улусов. При правильном использовании выделенных средств на образование и дополнительно заработанных средств самой школой можно будет удовлетворить потребность учебных мастерских школы. Исходя из такого общего положения с учетом местных условий заведующий учебными мастерскими принимает меры по заготовке различных материалов. Пути могут быть различные в условиях перехода к рыночным отношениям. В основе самообеспечения материалами учебных мастерских лежит производительный труд, организованный в урочное и внеурочное время на основе договора с заказчиками по выпуску товаров народного потребления. В такой постановке вопроса разрешено обеспечение процесса обучения, во-первых, на материале заказчика. Во-вторых, нахождение местного материала на заработанные средства самой школой или хозяйственной группой управления образования. Особую заботу учителя вызывает хранение и сушка пиломатериала. Для этого, по возможности, отводится отдельное подсобное помещение на территории учебных мастерских. По новой, разработанной автором и утвержденной учебно-методическим советом Министерства образования Республики Саха, программе дается большая самостоятельность не только в выборе методов обучения и подходу обучения школьников приемам обращения с инструментами, станочному оборудованию, и в самом главном в выборе объектов труда, а также нахождению природных материалов и их заменителей для изготовления изделий. Для обеспечения стабильного учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских организационные условия следует создавать по намеченному плану, сознавая ее необходимость. Под планом работы учебной мастерской можно, и нужно понимать план создания организационных условий учебной и производственной деятельности школьников на протяжении года или нескольких лет. Отрицание самой сути составления плана приводит к нежелаемым эффектам учебного процесса: излишне теоретизированного и лишенного практической основы трудового обучения. План работы учебной мастерской составляется в последней четверти текущего учебного года заведующим или учителем, исполняющим его обязанности. Выбор времени составления плана имеет свои особенности: во-первых, к этому времени запас материала израсходуется, во-вторых, начинаются в школе подготовка к новому учебному году и комплектация учительского состава. В третьих, заранее должен быть известным объем заказов на изготовление различных изделий. План может иметь следующие разделы: 1. Задачи учебной мастерской на новый учебный год. 2. Организация функционирования учебной мастерской, как подразделение единого учебного и хозяйственного механизма школы. 3. Перечень выполняемых практических работ, соответствующих программе V—IX классов, имеющих возможность перерасти на вид производительного труда во внеурочное время. 4. Договора, заказы и документации по приему и расходованию материалов- 5. Внеклассная работа по техническому творчеству, прикладному искусству, факультативу и по кружковой работе. 6. Летняя занятость детей производительным трудом, прикладным, техническим творчеством. Задачи, поставленные на новый учебный год, ориентируют заведующего на качественное выполнение учебной программы, решение органической связи обучения и производительного труда, дальнейшее их совершенствование путем глубокой дифференциации. В постановке задач должны учитываться переоборудование, переоснащение техникой, технологическим оборудованием мастерской, решение вопросов техники безопасности. Второй раздел плана отражает мероприятия для более усовершенствованного функционирования учебной мастерской. В связи с новой постановкой содержания трудовой подготовки в период рыночной экономики изменяется функция учебной мастерской. Суть ее заключается в том, чтобы учебная мастерская стала местом, где школьники в процессе выполнения хорошо продуманных из класса в класс усложняющихся видов производительного труда получали знания и умения. При этом соответственно усложняются техника и технология выполнения. Поэтому организационная работа заведующего или учителя должна учитывать это обстоятельство, и подчинить подготовительную работу к этой задаче. Таким образом, второй раздел включает: 1. Профилактический осмотр имеющего станочного оборудования, технологических машин, инструментов, приспособлений, рабочих мест, мебели, учебно-наглядных пособий и ТСО на их исправность и готовность для выполнения учебных и производственных задач. 2. Технический осмотр станков, технологических машин, инструментов (ручных и электрических), с указанием срока выполнения ремонта и определения его стоимости. 3. Организацию (по необходимости) дополнительных рабочих мест, улучшение условий для занятия по новой программе национальной школы. 4. Систематизацию накопленного дидактического, учебного, производственного материала. В третьем разделе планированию подлежит перечень обязательно выполняемых видов практических работ по изготовлению различных изделий. Изготовления изделий имеет свой порядок рассмотрения: — определение качества наиболее материалоемких изделий по классам; — определение объема расходуемых материалов и их разновидность; — определение проекта изделий разной сложности; —составление сметы расхода средств на приобретение, на транспортировку; — определение возможных путей нахождения денежных средств; — определение примерных сроков готовности изделий. Сроки изготовляемых изделий могут быть оговорены в соглашениях, договорах между заказчиками и школой, между заказчиками и мастерскими; — определение перечня изделий, имеющих возможность быть выполненным или законченным во внеурочное время; — планирование получения результата от учебно-производственной деятельности учащихся. На первый план здесь выдвигается получение и закрепление знаний и умений в самом процессе выполнения какого-либо вида производительного труда. После этого выступает стоимостная, потребительская оценка труда школьника. Несомненно, это очень важная сторона учебно-воспитательной работы в сложившихся современных общественных отношениях. В этом плане должна поддерживаться предпринимательская деятельность школьника в процессе учебного производительного труда. Предпринимательская деятельность или способность к этому должна поддерживаться при всем динамичном развитии трудовой подготовки школьников. Она неразрывно связана с выполнением производительного труда и начинается с момента распределения обязанностей, выбора материала, инструмента, с нахождения общего языка с партнером и, наконец, она проявиться может при сбыте изготовленной продукции. При планировании работы с заказчиками, прежде всего, необходимо руководствоваться запросом детей, родителей и после этого заказ выступает как производственная необходимость. Такой подход имеет определенный смысл, суть его заключается в том, чтобы в первых этапах выполнения производительного труда изделия были не сложные, соответствовали возможностям ребенка и при этом ручной труд был преобладающим видом труда. Это подходит задачам учебной программы по трудовой подготовке, соблюдается принцип постепенного усложнения учебы и труда. Заведующему или учителю надо быть инициатором подготовки договора или заказа на выпуск продукции учебной мастерской. Только он знает трудовые возможности каждого класса или отдельно взятого школьника, уровень их знаний и умений. Путем изучения спроса диагностирования учитель может определить объем и перечень наименований заказа с населения, И на основе этого заключить договора. Поэтому в плане необходимо отразить, когда и где, с кем, на какой срок, на каких условиях можно заключить договора, распределить по классам изготовляемых изделий. Если изделия делаются по инициативе какого-либо класса или ученика, то оно тоже включается в план. Реализация продукции имеет образовательное и воспитательное значение. Весь процесс производства продукции и ее реализация не должен происходить без участия самих школьников. Поэтому все это отражается в плане, и заполняются соответствующие документы по приему, расходованию и использованию денежных поступлений от реализации. Весь этот материал по содержанию программы становится объектом изучения для школьников. При планировании этого раздела следует учесть, когда производить оплату труда школьников, механизмы поощрения и пропаганду наилучших показателей труда школьников. В пятом разделе отражается работа по вовлечению школьников в факультативы, кружковые и другие занятия. Это может быть занятия по углубленному изучению предмета трудового обучения, краткосрочные курсы по овладению вождения по категориям А, В — возможно предпринимательству, и т. д. Какие бы то ни были эти занятия они требуют планирования материального обеспечения, такова особенность предметов трудовой подготовки. Кроме того, надо заранее планировать участие школьников на выставки, конкурсы, олимпиады, чтобы они были нацелены на выполнение своей работы, на определенный промежуток времени. Учитель трудовой подготовки школьников не стоит на стороне, когда решается вопрос об организации летней занятости детей. Тут необходимо подойти с понятия об обеспечении непрерывной преемственности школьников и внешкольных занятий. В разрезе привития обобщенных умений занятия не должны прерываться на сезон, практика над формированием умений должно иметь свое продолжение в соответствии традиционных занятий населения. Имеется необходимость и летом продолжать занятие детей производственным трудом в мастерских, прикладным и техническим творчеством. Все это должно учитываться в организационном и практическом плане учителем трудового обучения. Если учитель заблаговременно имеет на этот счет задумки, то все это нужно внести в план своей работы, что составит шестой раздел. Создание безопасных и санитарно-гигиенических условий отражается в седьмом разделе плана учебной мастерской. Тут заведующему учебной мастерской необходимо исходить из положения по охране труда в системе Министерства образования Республики Саха (Якутия), утвержденном приказом министра № 01—06/125 от 17.02.93 г., положения об учебных мастерских общеобразовательной школы, утвержденном приказом министра просвещения РСФСР от 9 сентября 1986 г. № 245. Однако, положение рассматривает наиболее общие требования безопасной эксплуатации учебно-материальной базы, электрооборудования, станков. Частные моменты использования и хранения инструментов, приспособлений различных материалов, показ приемов и их применения выполняются учителем исходя из типовых положений. Поэтому организация учебного труда и процесса обучения обобщенным умениям сопровождаются инструктажами по выполнению техники безопасности и соблюдение их обязательны для учащихся. Учитель должен продумать систему информаций о правилах выполнения техники безопасности. Они могут быть выполнены в виде таблиц, инструкций, картин или кинофрагментов, видеозаписей. Для проведения инструктажей учителей трудового обучения организует постоянно действующий журнал и отвечает за его заполнение. Кроме этого документом, регистрирующим ежегодное состояние материальной обеспеченности соблюдения правил техники безопасности, организаций, и проведения производительного труда школьников является паспорт учебных и производственных мастерских общеобразовательных школ. ПАСПОРТ УЧЕБНЫХ И УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 1. Паспорт является документом, отражающим материально-техническое состояние учебных мастерских, выполнения требований техники безопасности и производственной санитарии, качество работы учителя, производительного и учебного труда учащихся, результатов смотров-конкурсов мастерских, внутришкольных и с инспекторских проверок. 2. Паспорт заполняется заведующим учебной мастерской, проверяющим, техническим инспектором и администрацией школы. 3. Паспорт хранится в школе и предъявляется при смотрах-конкурсах учебных мастерских, инспекторских и внутришкольных проверках. 4. Инвентаризационная книга учебных мастерских является приложением к настоящему паспорту. 5. Паспорт и инвентаризационная книга учебной мастерской предъявляются при получении централизованного фонда. 6. Заполнение паспорта делается по состоянию на 1 января каждого года. Общие сведения о кабинете ИЗО, труда Наименование мастерской Год эксплуатации Площадь Число раб/мест Число уч-ся в школе V— IX кл. Характеристика помещения Кабинет ИЗО, труда 2008 42 кв.м. 18 парт 84 зав. Мастерской Кабинет ИЗО, труда 2009 42 кв.м. 18 парт 75 зав. Мастерской 2010 зав. Мастерской 2011 зав. Мастерской 2012 зав. Мастерской 2013 зав. Мастерской 2014 зав. Мастерской 2015 зав. Мастерской На каждой строке краткую характеристику помещения мастерской дает заведующий учебными мастерскими и ставит свою подпись. Наличие станочного оборудования Наименования Типы и количество Станки 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Станки токарно-винторезные - 2. Станки - сверлильные настольные - 3. Станки горизонтально-фрезерные - 4. Станки комбинированные с циркулярной пилой - 5. Станки токарные по древесине - 6. Электроточило - 7. Верстаки - 8. Швейная машина 2 2 9. 10. Зав. мастерской: (подпись) Константинова С.Н. Состояние техники безопасности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Уголок по технике безопасности + + 2. Инструкции по ТБ на рабочих местах + + 3. Индивидуальные средства защиты на рабочих местах + + 4. Защитное заземление - - 5. Электробезопасность + + 6. Уголок противопожарной безопасности + + 7. Освещенность + + 8. Размещение учебного оборудования + + 9. Аптечка + + 10. Вентиляция + + 11. Санитарно-гигиеническое состояние + + Директор школы (подпись) Организационные вопросы Документация и организация 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Акт разрешения на проведение занятий + + 2. Протокол проверки защиты заземления 3. Состояние журнала проведения инструктажа по ТБ - - 4. Инвентаризационная книга + + 5. Тематические планы + + 6. Годовой план работы учебной мастерской + + 7. Профориентационный уголок + + 8. Внеклассная работа по техническому труду + + 9. Производительный труд (заработано) + + 10. Школьные выставки по прикладному творчеству + + 11. Директор школы (подпись) Организационные вопросы Состояние материальной базы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Акт смотра рабочего места учителя + + 2. Акт смотра рабочего места учащихся + + 3. Наличие места хранения незавершенных работ + + 4. Подсобное помещение для хранения материалов + + 5. Обеспеченность пиломатериалами (в м3), металлом (в кг.) 6. Обеспеченность инструментами общего пользования (количество) наименований 9 9 7. Обеспеченность инструментами индивидуального пользования (количество наименований) 10 10 8. Приобретение станков, инструментов (в руб.) 9. 10. 11. Директор школы (подпись) Производительный труд в учебных мастерских (в рублях) Основные виды производительного труда 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. По заказу школы + + 2. По заказу д /садов + + 3. По заказу учреждений 4. По заказу базового хозяйства 5. По заказу населения + + 6. 7. 8. 9. 10. 11. Зав. мастерской (подпись) Сведения о ремонте помещения мастерской Годы Наименование ремонтной работы Стоимость ремонта За счет, каких средств выделены деньги Ответственный за ремонт Сроки и качество выполнения ремонта 2008 Покраска За счет УНО Зав.кабинетом директор школы 2009 Покраска директор школы 2010 директор школы 2011 директор школы 2012 директор школы 2013 директор школы 2014 директор школы 2015 директор школы В каждой строке директор школы по выполненной работе дает оценку и ставит свою подпись.
12.04.2018 11:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!