СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы туристско-краеведческой направленности: от базового уровня к продвинутому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «непрерывное образование» начал фигурировать в материалах ЮНЕСКО с конца 1960-х годов[1]. Энциклопедический словарь так определяет это понятие: «непрерывное образование – целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования». Цель непрерывного образования – поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Концепция непрерывности образования заключается в том, что последнее рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека, заключающийся в непрекращающемся целенаправленном освоении человеком знаний и социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы.

Я считаю, что в нашем российском обществе толчок к формированию личностной готовности непрерывно обучаться дает человеку именно дополнительное образование, которое «сейчас становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя»[2].

Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний[3]

Руководствуясь данными принципами, я задалась целью сделать свои программы не просто цикличными по своей структуре, но и продолжающими друг друга как по блочно-модульной системе, с усложнением материала в каждом блоке в зависимости от самой программы, а также от уровня программы, так и по программным массовым мероприятиям, которые проводятся с первого года обучения и продолжают проводиться ежегодно для учащихся всех моих программ.

Я считаю, что разработанная мной система, позволяет всем желающим не только непрерывно обучаться по моим программам, но и способствует их дальнейшему профессиональному определению, формирует в учащихся потребность в дальнейшей жизни переосмыслять и совершенствовать все услышанное и заложенное в них мною. Все полученные знания, умения и навыки, которые формируются на протяжении восьми-десяти лет, подсознательно толкают человека к выбору той профессии, где они могут ему больше всего пригодиться. Например, мои учащиеся находят себе применение в промышленном альпинизме, служат по контракту в рядах российской армии, становятся спасателями, кто-то стал водить коммерческие группы по различным маршрутам, несколько человек пошли по моим стопам и работают с детьми и студентами. И что особенно меня радует, многие внедряют туристско-краеведческую деятельность в свою семейную жизнь. А это значит, что идет преемственность поколений в этой сфере.

Сейчас я работаю по трем программам туристско-краеведческой направленности. Это программа для начальной школы - «Юные туристы-краеведы» 4 года обучения, программа для средней школы - «Правильный путь» 4 года обучения и программа для учащихся 9-11 классов – «Школа выживания» 2 года обучения. Каждая из этих программ продолжает другую по основным блокам, в каждую последующую программу идет добавление новых блоков, и в тоже самое время каждая программа имеет несколько уровней освоения.

Уровни освоения идут горизонтально. То есть каждый ребенок, обучающийся по программе, в зависимости от своих физических, умственных и психических возможностей выбирает тот объем предложенного материала, который он может освоить. Например, обучаясь по программе «Юные туристы-краеведы», один ребенок может освоить только базовый уровень и закончить обучение, а другой ребёнок может освоить продвинутый уровень и перейти к обучению по программе «Правильный путь». В свою очередь, программа «Правильный путь», построена таким образом, что ребёнок, обучаясь по ней после каждого года обучения может получить определённое звание и завершить обучение. И в тоже самое время, ребенок, сдав вступительный экзамен, который включает в себя выполнение определённых практических заданий из области прикладного туризма, ориентирования и краеведения может начать обучаться по этой программе с каждого последующего года обучения. Программа «Правильный путь» состоит из двух блоков, имеет четыре уровня основных и дополнительных специальностей. Материал в данной программе распределен таким образом, что к четвертому году обучения она постепенно из базовой становится программой продвинутого уровня.

И наконец «Школа выживания» - программ продвинутого уровня. Заниматься по данной образовательной программе может каждый ребенок с 14 до 18 лет, прошедший базовый уровень подготовки по программе туристско-краеведческой направленности или имеющий опыт участия в степенных походах. Данная Программа способствует формированию личности безопасного типа, воспитанию культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, навыкам самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования для себя и других людей. В процессе реализации программы, учащиеся смогут повысить самооценку, реализовать свои возможности и способности, понять свою значимость в окружающем мире. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе учащимися своей будущей профессии.

Процент перехода учащихся от одной программы к другой составляет примерно 60-70%. Это позволяет сделать программы более насыщенными в плане сложности путешествий и организации соревновательной деятельности.

Для каждой программы я разрабатываю наглядный материал и брошюры, которые выдаются учащимся. Для создания потенциала само развиваться, получать больший объем информации, мною в данный момент создается пакет материалов по каждому модулю, включающих в себя дополнительную информацию, интересные факты, наглядные материалы, тестовые задания.

Я не останавливаюсь на достигнутом, ежегодно мною пересматриваются и совершенствуются как отдельные темы, так и блоки каждой из моих программ. Обучение по программам я всегда выстраиваю в зависимости от контингента учащихся, их возможностей и потребностей.

На данный момент из учащихся, занимающихся по программе продвинутого уровня 40 процентов собираются поступать на отделение спортивно-оздоровительный туризм, 20 процентов хотят служить в МЧС. Я считаю, что полученные знания, пригодятся всем моим выпускникам как в дальнейшей профессиональной деятельности не зависимо от её выбора, так и в повседневной жизни.

[1] Материалы ЮНЕСКО по развитию непрерывного образования. UNESCO. 1995–2012. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/ (Дата обращения 20.05.13)

[2] Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

[3] Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Категория: Прочее
06.03.2018 02:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!