СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Программа «Акварелька» имеет художественно - эстетическую направленность. Программа предназначена для внеурочной и кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).
Актуальность программы.
В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоническое представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой человека.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающий детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Структура программы.
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
Педагогу предлагается использовать методические приемы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на занятии учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.).
Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4.Технологическое:
- обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;
- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования, формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
- формирование умений работы в коллективе и малых группах.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
Объем часов и возрастная характеристика учащихся.
Программа охватывает 4 года обучения, по 32 (33 часа) в каждом классе.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие – игра, урок – экскурсия, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую и аналитическую части.
Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки и ладошки, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по мокрому листу, коллаж, мозаика и т.д.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей)
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.)
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных возможностей)
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущие)
- принцип динамичности (от самого простого к сложному)
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала)
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)
- принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети также, научатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности, планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Занятия -экскурсии позволяют учащимся параллельно
Тематическое содержание внеурочного курса «Акварелька» для 1-2 классов.
Тематическое содержание внеурочного курса «Акварелька» для 1-2 классов.
№ |
Программный материал |
Материалы |
Дата |
Дата факт |
1 |
Рисование отпечаткой «Осенний лес». |
Листья осенние, гуашь, альбом, кисти. |
||
2 |
Рисование отпечаткой «Букет для мамы». |
Листья осенние, гуашь, альбом, кисти. |
||
3 |
Рисование ладошкой «Жираф» |
Пальчиковая гуашь, альбом, салфетки. |
||
4 |
Рисование ладошкой «Птица дивная» |
Пальчиковая гуашь, альбом, салфетки |
||
5 |
Рисование тычком «Елочка» |
Жесткая кисть, альбом, акварельные краски. |
||
6 |
Рисование тычком «Фантазеры» |
Жесткая кисть, альбом, акварельные краски. |
||
7 |
Рисование колпачками «Фантазеры» |
Колпачки разного диаметра, акварельные краски, альбомный лист. |
||
8 |
Рисование свечкой «Узор на окне» |
Свечка, акварельные краски, альбомный лист. |
||
9 |
Рисование свечкой «Картина - невидимка» |
Свечка, акварельные краски, альбомный лист. |
||
10 |
Рисование солью «Новогодние шары» |
Соль, акварельные краски, альбомный лист. |
||
11 |
Рисование солью «Сказочное дерево» |
Соль, акварельные краски, альбомный лист. |
||
12 |
Рисование соломкой «Праздничный салют» |
Соломка, гуашь, альбомный лист. |
||
13 |
Кляксография «Что я вижу» |
Гуашь, альбомный лист. |
||
14 |
Набрызг «Снегопад» |
Альбом, гуашь, зубная щетка, шаблоны. |
||
15 |
Рисование ватными палочками «Валентинка» |
Альбом, акварель, ватные палочки. |
||
16 |
Мозаика «Зазеркалье» |
Акварельные краски, альбомный лист. |
||
17 |
Рисование мятой бумагой «Веточка сирени» |
Гуашь, газета, альбомный лист. |
||
18 |
Ниткография «Разноцветная картина» |
Нитки, гуашь, альбомный лист. |
||
19 |
Монотипия «Бабочка» |
Акварель, альбомный лист. |
||
20 |
Рисование на мятой бумаге «На дне морском» |
Альбомный лист, акварель или гуашь. |
||
21 |
Монотипия «Страна мастеров» |
Альбомный лист, гуашь. |
||
22 |
Рисование мыльными пузырями «Воздушные забавы» |
Мыльные пузыри, гуашь, альбомный лист, соломка, ложка пластмассовая. |
||
23 |
Рисование пластилином «Грибная полянка»» |
Пластилин, картон. |
||
24 |
Отпечаток предметов «В гостях у сказки» |
Отпечатки, акварель или гуашь, альбомный лист. |
||
25 |
Смешанная техника «Верба» |
Акварельные краски, ватные палочки, соль, альбомный лист. |
||
26 |
Смешанная техника «Пасхальная открытка» |
Акварельные краски, соломка, соль и т.д., альбомный лист. |
||
27 |
Примакивание и набрызг «Через тернии к звездам» |
Шаблоны, отпечатки, зубная щетка, альбомный лист, краски. |
||
28 |
Рисование ластиком «Мой питомец» |
Альбомный лист, простой карандаш, ластик. |
||
29 |
Рисование восковыми мелками «Первомай» |
Восковые мелки, альбомный лист. |
||
30 |
Смешанная техника «Весенние цветы» |
Газета, соль и т.д, краски, альбомный лист. |
||
31 |
Рисование крошками цветных карандашей «Детство» |
Цветные карандаши, нож для резки бумаги, альбомный лист, газета. |
||
32 |
Рисование по мокрому листу «Первая гроза» |
Акварельные краски, широкая кисть, акварельная бумага. |
||
33 |
Рисование мыльными пузырями «Лето» |
Мыльные пузыри, акварельная бумага, соломка, ложка, фломастеры. |
||
© 2016, Канчий Светлана Валерьевна 1467