СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для внеурочной деятельности по художественно эстетическому воспитанию "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Программа «Акварелька» имеет художественно - эстетическую направленность. Программа предназначена для внеурочной и кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).

Актуальность программы.

В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоническое представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой человека.

Новизна программы.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающий детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний и разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры)
  • Создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
  • Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • Формирование чувства цвета, формы;
  • Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовывать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).

Структура программы.

Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:

  1. Образно-семантическое:
  • раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
  • развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимися художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения:
  • раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.

Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.

  1. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
  2. сбора информации из различных источников (книг, видео, аудио средств, интернета);
  3. систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.

Педагогу предлагается использовать методические приемы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на занятии учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.).

  1. Сравнительно-оценочное:
  2. развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
  3. формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.

Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.

4.Технологическое:

- обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;

- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования, формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);

- формирование умений работы в коллективе и малых группах.

В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

Объем часов и возрастная характеристика учащихся.

Программа охватывает 4 года обучения, по 32 (33 часа) в каждом классе.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие – игра, урок – экскурсия, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую и аналитическую части.

Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки и ладошки, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по мокрому листу, коллаж, мозаика и т.д.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей)

- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.)

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных возможностей)

- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущие)

- принцип динамичности (от самого простого к сложному)

- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала)

- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)

- принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)

Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции.

Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети также, научатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности, планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Занятия -экскурсии позволяют учащимся параллельно

Тематическое содержание внеурочного курса «Акварелька» для 1-2 классов.

Тематическое содержание внеурочного курса «Акварелька» для 1-2 классов.

Программный материал

Материалы

Дата

Дата факт

1

Рисование отпечаткой «Осенний лес».

Листья осенние, гуашь, альбом, кисти.

2

Рисование отпечаткой «Букет для мамы».

Листья осенние, гуашь, альбом, кисти.

3

Рисование ладошкой «Жираф»

Пальчиковая гуашь, альбом, салфетки.

4

Рисование ладошкой «Птица дивная»

Пальчиковая гуашь, альбом, салфетки

5

Рисование тычком «Елочка»

Жесткая кисть, альбом, акварельные краски.

6

Рисование тычком «Фантазеры»

Жесткая кисть, альбом, акварельные краски.

7

Рисование колпачками «Фантазеры»

Колпачки разного диаметра, акварельные краски, альбомный лист.

8

Рисование свечкой «Узор на окне»

Свечка, акварельные краски, альбомный лист.

9

Рисование свечкой «Картина - невидимка»

Свечка, акварельные краски, альбомный лист.

10

Рисование солью «Новогодние шары»

Соль, акварельные краски, альбомный лист.

11

Рисование солью «Сказочное дерево»

Соль, акварельные краски, альбомный лист.

12

Рисование соломкой «Праздничный салют»

Соломка, гуашь, альбомный лист.

13

Кляксография «Что я вижу»

Гуашь, альбомный лист.

14

Набрызг «Снегопад»

Альбом, гуашь, зубная щетка, шаблоны.

15

Рисование ватными палочками «Валентинка»

Альбом, акварель, ватные палочки.

16

Мозаика «Зазеркалье»

Акварельные краски, альбомный лист.

17

Рисование мятой бумагой «Веточка сирени»

Гуашь, газета, альбомный лист.

18

Ниткография «Разноцветная картина»

Нитки, гуашь, альбомный лист.

19

Монотипия «Бабочка»

Акварель, альбомный лист.

20

Рисование на мятой бумаге «На дне морском»

Альбомный лист, акварель или гуашь.

21

Монотипия «Страна мастеров»

Альбомный лист, гуашь.

22

Рисование мыльными пузырями «Воздушные забавы»

Мыльные пузыри, гуашь, альбомный лист, соломка, ложка пластмассовая.

23

Рисование пластилином «Грибная полянка»»

Пластилин, картон.

24

Отпечаток предметов «В гостях у сказки»

Отпечатки, акварель или гуашь, альбомный лист.

25

Смешанная техника «Верба»

Акварельные краски, ватные палочки, соль, альбомный лист.

26

Смешанная техника «Пасхальная открытка»

Акварельные краски, соломка, соль и т.д., альбомный лист.

27

Примакивание и набрызг «Через тернии к звездам»

Шаблоны, отпечатки, зубная щетка, альбомный лист, краски.

28

Рисование ластиком «Мой питомец»

Альбомный лист, простой карандаш, ластик.

29

Рисование восковыми мелками «Первомай»

Восковые мелки, альбомный лист.

30

Смешанная техника «Весенние цветы»

Газета, соль и т.д, краски, альбомный лист.

31

Рисование крошками цветных карандашей «Детство»

Цветные карандаши, нож для резки бумаги, альбомный лист, газета.

32

Рисование по мокрому листу «Первая гроза»

Акварельные краски, широкая кисть, акварельная бумага.

33

Рисование мыльными пузырями «Лето»

Мыльные пузыри, акварельная бумага, соломка, ложка, фломастеры.

21.01.2016 04:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!