СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум», педагог-психолог, социальный педагог,
Аннотация
Статья посвящена вопросам профилактики экстремизма и формированию толерантного поведения у обучающихся ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум» (ГБПОУ ШАПТ).
В статье даётся толкование основных понятий толерантного и интолерантного поведения, рассмотрены причины проявлений экстремизма среди молодёжи. Рассмотрены источники интолерантности как результат проявления экстремизма.
Особое внимание в статье обращается на формы организации профилактической работы по формированию толерантности в ГБПОУ ШАПТ.
Выявлена необходимость проведения комплексной работы всех участников образовательного процесса и межведомственного взаимодействия по привлечению обучающихся в разные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности с целью профилактики экстремизма и формированию толерантности у обучающихся техникума.
Отмечена важная роль системного воспитания по формированию стойких поведенческих навыков в опасных жизненных ситуациях.
Ключевые слова (толерантность; интолерантность; конфликт; воспитание)
Annotation
The article is devoted to issues of prevention of extremism and formation of tolerant behavior among students COLLEDGE "Shakhunskiy agricultural College" (COLLEDGE of SEPT).
The article provides an interpretation of the basic concepts of tolerant and intolerant behavior, the causes of extremism among young people. The sources of intolerance as a result of extremism.
Special attention is drawn to the forms of organization of preventive work on formation of tolerance in the COLLEDGE of SEPT.
Identified the need for a comprehensive work of all participants of educational process and interagency cooperation to attract students in different types of classroom and extracurricular activities with the aim of prevention of extremism and promote tolerance among students of the College.
The important role of the system of education in the development of persistent behavioral skills in dangerous situations.
Keywords (tolerance; intolerance; conflict; education)
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.
Каждый регион многолик, и поэтому проявление нетерпимости и возникновение конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
Одним из важных аспектов современного развития общества являются проблемы мирного сосуществования и миролюбивости в решении задач социальной сферы и в личных отношениях. Исторический анализ показывает, что человечество много веков решает проблему связи конфликта и терпимости. Это два важных понятия – конфликт и толерантность. Необходимо соединить их для достижения мира, сохранения отношений в обществе, семье, между отдельными людьми, разными национальностями. В основе проблемы – понимание другого человека и его проблемы с пониманием себя, собственной толерантности, умение управлять собой в любых условиях и в любых ситуациях, сохраняя при этом приветливость, вежливость, способность замечать не только себя, но и других.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проведён анализ категории "толерантность". В документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. Общее содержание понятия «толерантность» не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим", в персидском - "терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А слово "терпимость", более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. В ином случае можно наблюдать проявления интолерантного поведения, которое характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение, как результат - экстремизм. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Многие средства массовой коммуникации оправдывают свое увлечение материалами о насилии тем, что якобы таким образом можно способствовать отвращению к нему. Практика, однако, говорит о другом - об ожесточении сердец, о приучении молодого поколения к агрессии и крови, о нежелании, неумении сочувствовать чужому горю.
В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, любому из нас требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей, не говоря уже о молодом поколении, которое еще не сформировалось как личность.
Толерантность – глобальная проблема, наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание на всех уровнях.
Воспитание – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций воспитания заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.
На сегодняшний день существует необходимость комплексного подхода в формировании у молодёжи образа жизни, направленного на духовно-нравственный потенциал.
Роль профессиональных образовательных организаций заключается в приобщении студентов к ценностям культуры, здорового образа жизни, а также воспитании толерантности, что позволяет формировать личность студента в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, терпимость, милосердие, коммуникативность.
В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Шахунский агропромышленный техникум» (ГБПОУ ШАПТ) действует социально-психологическая служба по социально-психологическому сопровождению, охватывающая все направления работы техникума и всех участников образовательного пространства. Проводится профилактическая работа, психологическое просвещение, психологическое консультирование обучающихся техникума по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по формированию здорового образа жизни, твердой позитивной жизненной позиции, толерантного отношения к окружающим, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческом и педагогических коллективах, Работа проводится в системном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса (администрация, преподаватели, классные руководители, мастера производственного обучения, социальный педагог, психолог). Основными формами деятельности, направленной на профилактику, являются лектории и семинары для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, классные часы, выработка рекомендаций по индивидуальной работе со студентами, консультирование участников образовательного процесса.
Проводятся индивидуальные консультации с обучающимися, попавшими в сложные жизненные ситуации, с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Ежегодно пополняется банк литературы, в том числе и на электронных носителях, которые оказывают существенную помощь в организации и проведении профилактических, развивающих и коррекционных мероприятий.
В работе педагога-психолога используются программы:
- «Я и мой мир» (формирование социальных навыков подростков), разработана на основе программы Т.Н. Гущиной «Формирование социальных навыков у подростков»;
- «Я личность» (направленная на развитие личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения, на повышение эмоционального благополучия обучающихся, адаптацию).
Для профилактики внутригрупповых конфликтов проводятся тренинги, беседы с обучающимися, которые являются «непринимаемыми» в коллективе. Выдаются рекомендации классным руководителям и мастерам производственного обучения для внесения корректив в план воспитательной работы. По итогам наблюдений в урочной и внеаудиторной деятельности педагогом-психологом и социальным педагогом техникума проводятся беседы с обучающимися, находящимися в подавленном эмоциональном состоянии или трудной жизненной ситуации.
В техникуме разработана и действует комплексная программа «Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к системе среднего профессионального образования (СПО) в ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум».
Периодически обновляется уголок психолога на сайте образовательной организации
Одним из направлений профилактической работы Шахунского техникума является проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного поведения среди обучающихся. Мероприятия направлены на предупреждение распространения в подростковой среде национальной, расовой или религиозной розни, на формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, проводятся с учётом запросов министерства образования Нижегородской области и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства образования и науки РФ. Формами организации мероприятий стали:
Комплексная работа всех участников образовательного процесса и межведомственного взаимодействия способствует привлечению обучающихся в разные виды аудиторной и внеклассной деятельности.
Необходимость и актуальность работы по профилактике экстремизма и формированию толерантности у обучающихся очевидны. Только системное воспитание будет способствовать формированию навыков толерантного поведения, стойких поведенческих навыков в опасных жизненных ситуациях.
Литература
© 2017, Мезенцева Ирина Юрьевна 617