СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика депрессивных и суицидальных намерений детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд1 Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по профилактике суицида среди несовершеннолетних. Семинар пройдёт в два этапа: на 1-ом этапе мы рассмотрим теоретические аспекты депрессивного и суицидального поведения, способы профилактики, на 2-ом этапе мы посмотрим практическое занятие «Умение преодолевать трудности».

Слайд2 Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления, двигательной заторможенностью. Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющеесяв поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от депрессии у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют насоциальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать не контролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что

приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важная в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование всех членов семьи.

Слайд 3 Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являютсянесколько факторов — наследственные, физиологические, психологические, социальные.

На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Слайд 4 Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическимили сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, алкоголизмом, а всемьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность, у страдающих депрессией, наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение,головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения сосверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Слайд 5 Различные симптомы депрессии у детей отличаются в возрасте. Например,

Слайд 6 У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения вздоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача.

Слайд 7 В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Слайд 8 Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, вялость, нежелание посещать спортивные занятия.

Слайд 9 В депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. У него проявляется низкий уровень самоуважения, негативное отношение к себе. При оценивании себя использует неоправданно низкие оценки. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Считает виноватым себя во всех бедах и проблемах. Постоянно обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых тяжелых и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. В таких случаях ей сопутствуют истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни («отрицательная жизненная перспектива»)

Именно такая «отрицательная жизненная перспектива» может и послужить толчком к суицидальным попыткам, так как устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем смешиваются с раздумьями о смерти и самоубийстве.

Слайд 10 Подросток в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему и к будущему в целом. Собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью). Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления: мысли, высказывания, намеки.

Слайд 11 Наиболее эффективной в образовательной организации является модель психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся, организованная с целью повышения групповой сплоченности в школе. Создаются общие школьные программы психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организуется внеклассная воспитательная работа. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. Создаются системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.

Психолог проводит: Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Формирует позитивный образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Прививает существующие в обществе социальные нормы поведения, способствует формированию детского милосердия, развитию ценностных отношений в социуме.

Слайд 12 Депрессия может проявляться на разных уровнях и задачи педагогов и психолога при работе с ней будут различны.

Слайд 13 Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Они не думают о необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

Слайд 14 За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями, педагогами и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

Слайд 1560% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Можно указать такие причины самоубийств:

- 19% - страх перед наказанием

- 18% - душевная болезнь

- 18% - домашние огорчения

- 6% - страсти

- 3% денежные потери

- 1,4% - пресыщенность жизнью

- 1,2% - физические болезни.

- 41% - неизвестны

Слайд1 6 Осуществляя психопрофилактику суицидальных намерений, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды.

Слайд 17 Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального, неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению к этому оставаться спокойным и безучастным.

Слайд 18 Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях, как на макро - так и на микросоциальном уровнях.

Слайд 19 Сегодня мы с вами обсудили возможности работы с депрессивными состояниями. Может, у кого-то возникли какие-нибудь вопросы? Спасибо за внимание.

Слайд 20.

На занятии я хотела показать, как учу ребят в игровой форме искать и прорабатывать способы выхода из разных затруднительных ситуаций. Учиться, набирается опыта, запоминать и использовать уже в реальной жизни. Стараюсь акцентировать внимание учеников, на том, что выход всегда есть из любой затруднительной ситуации.

Задачи:

- способствовать расширению репертуара поведения учащихся;

- развитие вариативности мышления и поведения;

- помочь учащимся найти свои антисуицидальные факторы;

- способствовать повешению самооценки и позитивизацииЯ-концепции подростков;

- способствовать развитию рефлексии у подростков;

- способствовать развитию у подростков активной жизненной позиции и оптимизма.

Категория: Психологу
11.02.2022 20:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!