СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика агрессии у дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приступы детской агрессивности часто ставят роди­телей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребен­ка, стараемся учить его только хорошему»,— разводят руками мамы и папы. Давайте рассмотрим проблему детской агрессивности со всех сторон.

Бывает так, что ребенок совсем не агрессивен. Он никогда не ударит взрослого или другого ребенка, не скажет громкого или плохого слова, не разозлится. Такое полное отсутствие агрессивности — скорее, круп­ный недостаток, чем достоинство. Агрессивность необ­ходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищать­ся, ни конкурировать с другими людьми. Если родители жестко запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отбирай игрушку, не кричи), то такое подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом распрямившейся пружины.

Желая воспитать своего ребенка добрым и отзыв­чивым, некоторые родители стремятся максимально ограничить проявляемую им агрессию. Как часто можно услышать: «Зачем ты ударил Машу? Вовсе не обязательно драться. Можно договориться, зачем тебе язык дан?» Но, например, если ребенку 2-4 года, и он еще не очень хорошо говорит, значит и до­говариваться ему еще трудно. Ему доступны только два способа решения проблемы: ударить Машу или уступить, оказавшись побежденным.

А если ребенок проявляет агрессивность, причем довольно сильно? Прежде всего, нам нужно определиться с возможными причинами та­кого поведения. Часто агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает в семье. Если родители время от времени применяют физические наказания, не необходимо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Малыш знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, он привы­кает к тому, что если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо про­сить приглянувшуюся игрушку у другого малыша, если Вы сами только что накричали на него, отбирая, скажем, грязную палку. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры. Вы будете вынуждены повышать тон или воз­действовать физически.

Ребенок может вести себя агрессивно из-за стремления привлечь внимание окружающих. Например, по каким-то причинам он не выделя­ется среди других детей умением петь или рисовать. Но если разрушить снежную крепость, которую строила вся детсадовская группа во главе с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить о происшествии весь день. Это вам не стишки на табуретке читать! «Рецепт» здесь только один: Ваши действия и слова должны постоянно убеждать малыша в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что.

Еще одна распространенная причина детской озлобленности — рев­ность. Агрессия ребенка может быть направлена как на человека, чьё расположение он пытается завоевать, так и на своего «конкурента». Вот мама при своей дочке похвалила другую девочку за красивый рисунок. Она могла это сделать просто так или из педагогических соображений, чтобы дочери захотелось нарисовать так же. А дочка не спешит брать в руки карандаш: вместо этого она рвёт шедевр на кусочки и отталкивает наглую девчонку, посмевшую украсть у неё внимание и похвалу мамы.

Иногда объектом агрессии становится тот человек, которому малыш завидует и которого он хочет унизить, «наказать» за превосходство. Если предметом зависти является игрушка, ребенок может отнять её,— но не для того, чтобы играть, а чтобы сломать или даже спрятать и, таким об­разом, как бы уничтожить различия между собой и её владельцем. Такое поведение свидетельствует о низкой самооценке ребенка: необходимо помочь ему понять, что он тоже хорош, рассказать, какие у него есть положительные качества.

Некоторые дети используют агрессию в качестве защиты от не­предсказуемого и враждебного окружающего мира, исходя из того, что лучший способ обороны — это нападение. Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настрое­ния, наличия рядом посторонних. Малыш знает, что от людей можно ожидать всего, чего угодно, поэтому ведёт себя агрессивно «на всякий случай».

Очень часто родители замечают, что ребенок кусает, царапает или бьет самого себя. Это тоже проявления агрессии. Одна из причин тако­го поведения — строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с про­гулки. Мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, войдя в раж, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Это что ещё такое?», начинает кусать себя. Почему? Да потому, что он ещё «не остыл», и ему трудно переключиться на ка­кое-либо другое действие.

Не ждите, пока малыш сам успокоится, помогите ему в этом. Пере­ведите всё в шутку: «Ой, ты себя кушаешь? Ты, наверное, сладкий?» Пусть Ваш ребенок учится находить позитивный выход из конфликтных ситуаций. В противном случае привычка использовать собственное тело для вымещения злобы на себя или окружающих приведет к формирова­нию негативного отношения к самому себе.

Как же реагировать на детские вспышки агрессивности? Прежде всего, ребенок должен знать, что Вы его любите вне зависимости от того, как он себя ведет. Поэтому не нужно слишком активно защищать того, кого малыш обидел, и подчеркивать разницу в Вашем отноше­нии к обидчику и «жертве»: ты, такой злой и плохой, обидел кого-то доброго и хорошего. Это не пробудит у ребенка сочувствие. Он просто придет к выводу, что и Вы против него. Лучше сделать акцент на том, что ребенок совершил плохой поступок, обидев другого человека. Дайте понять малышу, какого поведения Вы от него ожидаете, и предоставьте ему возможность исправиться.

Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрес­сию (это невозможно, судите по себе). Важно, чтобы он научился её сдерживать или направлять в другое русло. Маленький человек пока не способен анализировать свои переживания. Накапливающиеся не­гативные эмоции доставляют ему самому огромный психологический дискомфорт. Поэтому задача взрослого — помочь малышу выразить то, что он чувствует.

Что делать с агрессивными детьми?

  • Задумайтесь о причинах такого поведения.
  • Если причина агрессивности — дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
  • Не наказывайте малыша физически.
  • Не кричите, не обвиняйте ребенка в содеянном. Это не поможет.
  • Попытайтесь успокоить и переключить детское внимание.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, чего Вы от него ожидаете.
  • Если вспышки агрессии часты, можно помочь ребенку и направить его агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, лучше всего — плаванием.

Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая висит дома в доступном месте.

21.12.2016 20:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!