СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно- исследовательская работа в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах

Дайте им (детям) право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать.”

Балабана М. А.

В последние годы учебное проектирование стало частью учебно – воспитательного процесса большинства образовательных учреждений и является инновационным видом деятельности, навыками которого должен овладеть каждый ученик. Многие считают, что проектную деятельность могут осуществлять только обучающиеся среднего и старшего звена. Исходя из опыта своей работы и опыта моих коллег, могу с уверенностью сказать, что при организации процесса с учетом особенностей детей младшего школьного возраста и при достаточном внимании к формированию коммуникативных умений, можно уже с 1 класса применять технологию учебного проектирования, которая может сочетать в себе технологию деятельностного подхода и элементы учебного исследования.

Организация образовательного процесса с использованием исследовательских действий предполагает развитие собственной деятельности ученика, направленной на «открытие» им нового знания. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ведущими в организации учебной деятельности.

Исследовательские действия служат для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Проект на уровне учебно-исследовательской деятельности реализуется в том случае, если школьники все делают сами: планируют, выполняют, оценивают полученный результат (конечный продукт). В начальной школе выполнение этого требования возможно только к концу 4 класса.

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования.

Для успешного развития исследовательских действий важно учесть степень подготовленности учащихся.

Необходимо развивать следующие умения: организационные умения, умение работать с информацией, умение представить результаты своей работы

Для этого учителя начальной школы применяют следующие технологии:

технология исследовательской деятельности, технология проблемного

обучения, технология проектного обучения, технология критического

мышления, технология интегрированного обучения, информационно-

коммуникационные технологии, технологии дифференцированного обучения, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие и др.

Формирование вышеперечисленных компетенций ведется по нескольким направлениям:

Овладение общелогическими УУД (анализ,синтез, классификация, сравнение, обобщение)

Организация работы в группах и парах (Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками)

Овладение коммуникативными УУД (формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания)

Работая над этой темой, мы убедились, что исследовательские действия дают возможность формировать все группы УУД.

Учителями начальной школы подобрана и классифицирована система упражнений.

Для формирования личностных УУД предлагаем следующие виды заданий: ( представленные на слайде)

Для диагностики и формирования регулятивных УУД предлагаем следующие виды заданий: ( представленные на слайде)

Для формирования коммуникативных УУД предлагаем следующие виды заданий: ( представленные на слайде)

Для диагностики и формирования познавательных УУД предлагаем следующие виды заданий: ( представленные на слайде)

Учителями начальной школы разработан комплекс упражнений для формирования навыков исследовательской работы.

Классификацию данных упражнений вы видите на слайде.

  • Задания для развития умения видеть проблемы

  • Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

  • Развитие умений задавать вопросы

  • Задания для развития умения классифицировать

  • Задания для развития умений и навыков экспериментирования

Реализация проектной деятельности в нач. шк. предполагает сотрудничество с родителями.

Работая над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в подготовке презентации; но не выполняют всю работу за него.

В помощь родителям разработана памятка (она представлена на слайде)

Первые шаги по обучению детей проектно-исследовательской деятельности мы начинаем используя такие приемы:

  • Кратковременные наблюдения-исследования

Данные задания направленны на формирование у детей навыков логических операций и установления причинно следственных связей на их основе.

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии. Особенно в период обучения грамоты, когда еще не сформулирован навык письма и чтения.

Мини исследования на уроке (Например, окружающий мир - экскурсия в парк. Тема исследования: «Что такое листопад? Почему он происходит?»

Перед экскурсией ученики получают задание:

• спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;

• найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?»

В ходе экскурсии, анализируется собранный материал. Собирается гербарий и вопросы для викторины по растениям. На уроках технологии из этих листьев учащиеся выполнили различные аппликации.

  • Коллективных исследований по определённому плану

Первые исслед. проекты организовываются таким образом, чтобы учащиеся принимали участие лишь в реализации проекта, а сам проект и алгоритм действий задается учителем.

Примером такой работы может быть проект «Зачем люди трудятся».

(1 класс, урок окружающего мира,УМК «Начальная школа XXIвека»)

После просмотра фильма о профессиях, учитель подводит детей к вопросу «Зачем люди трудятся?»

Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает детям поработать в малых группах

1-й этап- формирование групп, с определение подтем

Каждая группа получает серию картинок по определенной профессии и работает по вопросами

2- этап – самостоятельное исследование (работа по заданному плану с разными источниками информации)

3-этап – защита проекта и презентация. Представление получившегося рассказа и ответ на заданный вопрос «Зачем трудятся люди данной профессии?».

  • Исследовательские проект

(учащиеся учатся находить информацию из разных источников, оформлять работу, презентовать)

Приведу пример:

Исследовательский проект «Чудо в твоём горшке» ( это конец 1 кл., проект - индивидуальный)

Цель проекта: Выращивание и наблюдение за растением.

Задачи проекта: Выяснить, какие условия нужны для роста и хорошего развития растения

Исследовательский проект

«Наш помощник - толковый словарь»

( 2 класс проект - коллективный)

Цель : создание коллективного классного толкового словаря.

Задачи : Выяснить значение непонятных слов.

Начиная со второго класса реализация проектной деятельности ведется в урочное и внеурочное время.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин, программ, кружков.

Занятия кружка « Я исследователь» и Волшебное слово построены на основе системы заданий, нацеленных на формирование у младших школьников умений и навыков проектной деятельности. Рабочая тетрадь, методическое пособие и раздаточный материал для групповой работы составляют единый учебно-методический комплект.

В третьем-четвертом - классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Приведу пример таких проектов….

Ежегодно в декабре на базе нач. шк. мы проводим защиту исследовательских проектов выполненных за учебный год. Наиболее удачные проекты представляются к участию в мероприятиях муниципального и регионального уровня.

Опыт работы учителей начальной школы по данному направлению был представлен на областном конкурсе «Науки юношей питают».

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами и развивают такие качества личности, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость.

И самое главное, участие в исследовательской деятельностиповышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

30.10.2019 23:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!