СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство формирования творческого мышления у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Одним из условий развития творческого мышления младших школьников является подготовленность психологов и педагогов к работе в режиме поощрения развития творчества.

Проектная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. В процессе ее осуществления, обучающиеся учится их размышлять, делать прогнозы, формируют самооценку, получают большой опыт в совместной деятельности со сверстниками, а также с преподавателем и родителями. Кроме того, проектная деятельность межпредметная. Она позволяет использовать знания по разным школьным дисциплинам, а также применять их и в реальной жизни, активно и самостоятельно действовать в новой социальной ситуации, мотивировать чувство ответственности за конечный результат, умения публично выступать. Отсюда следует, что тема данного исследования актуальна.

Мы предположили, проектная деятельность на уроках математике будет являться средством формирования творческого мышления обучающихся 3Б класса, если учитель предлагает: а) выполнять кратковременные проекты различных видов: исследовательские, творческие, информационные; б) защиту проектов в творческой форме (стенгазета, видеофильм, буклет, выставка и т.д.

Теоретико-методологическая основа: теоретические положения Дж. Гилфорда об особенностях творческого мышления, теоретические положения Е.С. Полат о методе проектов (понятие «метод проектов»); теоретические положения С. Т. Шацкого о проблемах внедрения проектного метода обучения; требования Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования к проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели опытно-экспериментальную работу на базе МБОУ «Гимназия», г. Черногорск в 3Б классе (27 обучающихся) в три этапа.

На констатирующем этапе мы использовали диагностику для определения факторов выраженности творческого мышления (Тест креативности Дж. Гилфорда). Результаты оказались следующими: оригинальность показали 15 человек, беглость -7 человек, гибкость – 9, и точность – 10 человек. В связи с полученными результатами мы сделали вывод о необходимости специальной работы по формированию творческого мышления у младших школьников.

На формирующем этапе мы провели 20 уроков математики, на которых выполняли проекты по различным видам: творческие и информационные.

На контрольном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в формировании творческого мышления на уроках математики, что проявилось в количественных показателях, но и качественных характеристиках и свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Таким образом, выдвинутая гипотеза: проектная деятельность на уроках математики будет являться средством формирования творческого мышления обучающихся 3Б класса, если учитель предлагает:

  1. выполнять кратковременные проекты различных видов: творческие, информационные;
  2. защиту проектов в творческой форме (стенгазета, видеофильм, буклет, выставка и тд) – доказана.
20.01.2022 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!