СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование в учебном процессе начальной школы (выступление на педагогическом совете)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6

РФ, 142002, Московская область, г. Домодедово, мкр. Западный ул. Текстильщиков,13б, тел.: (496 79)5-46-09 факс: (496 79)5-46-09 Е-mail: dom111-06@list.ru

Проектирование

в учебном процессе

начальной школы

(выступление на педагогическом совете)

Моризенова Н. К.

Стремление учителя начальной школы использовать технологию проектирования в образовательном процессе предполагает понимание масштаба деятельности в контексте технологии и её ключевых аспектов.

Что такое проект? Проект - от латинского — projectus. Его буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких

по смыслу значений:

— совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

— предварительный текст какого-либо документа;

— какой-либо замысел или план.

Для чего нужны проекты?

Отличительной чертой современного постоянно развивающегося мира – мира высоких технологий является его «все пронизывающая проектность».

Проектирование стало стилем жизни.

Успешность в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

- определить цель или проблему;

- найти и привлечь необходимые ресурсы;

- разработать план действий и распределить время;

- осуществить запланированное;

- оценить, насколько удалось достичь поставленной цели, что не

получилось и почему.

Последовательность работы над проектом имеет четко разграниченные стадии, по которым как по ступенькам ученик в сотрудничестве с учителем поднимается от идеи к результату, развивая свои способности и расширяя возможности.

Почему работает проект?

Проект в начальной школе – это высокоэффективный способ обучения детей, который предполагает высокую учебную мотивацию, межпредметную интеграцию и получение учащимися очевидного результата своей активной целенаправленной деятельности.

Работа над проектом и его представление позволяет ребёнку увидеть и продемонстрировать свой прогресс окружающим.

Проект - не только средство обучения. Это путь к развитию интеллектуальных способностей и общечеловеческих качеств, совершенствованию физических и моторных функций, развитию социальных навыков и навыков самоорганизации, формированию независимости и самостоятельности суждений, возможность использовать полученные знания и опыт в реальных жизненных ситуациях.

Что требует проектная деятельность от учителя и от учащегося?

Учебный проект для учителя:

– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Учебный проект для учащегося:

– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя и развивая свои возможности;

- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать окружающим достигнутый результат;

- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер (связан с реальными жизненными ситуациями), имеет важное прикладное значение, а главное, интересен и значим для самих открывателей.

Какова структурная логика учебного проекта?

Можно выделить пять этапов разработки учебного проекта (по Н.Ю. Пахомовой):

1. Инициирующий - определение проблемы, мотивация к исследованию, постановка целей и задач

2. Основополагающий - планирование действий по решению проблемы, определение вида продукта и сроков презентации, определение ресурсов, выбор критериев оценивания результата, распределение ролей, формирование навыков и умений

3. Прагматический - исследовательская деятельность детей, поиск и представление информации

4. Заключительный - оформление проекта, изготовление продукта, анализ проекта, оценивание своей роли, анализ достижений

5. Итоговый - презентация готового продукта, коллективная оценка результатов проекта.

Как оценить проект?

Одной из особенностей работы над проектом является само оценивание и взаимооценивание по критериям.

Критерии оценивания разрабатываются вместе с детьми в процессе обсуждения и должны включать в себя:

• аргументированность выбора темы,

• значимость выполненной работы,

• выполнение принятых этапов проектирования в соответствии с временными рамками,

• степень завершенности,

• материальное воплощение (исполнение),

• заинтересованность проблемой проекта (понимание).

Оценивать процесс и результаты проектной деятельности учащихся помогают индивидуальные Портфолио, дневники, участие в конференциях и презентациях.

Презентации помогают учащимся развивать навыки аргументированного выступления перед аудиторией, демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска решения, представлять найденное решение, проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, определять перспективу.

Необходимо помнить, что метод проектов требует от учителя:

- высокого мастерства,

- умения работать в соответствии со сложившейся ситуацией,

- организовывать и направлять различные виды деятельности детей,

- в совершенстве владеть проектной технологией.

12.12.2018 20:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!