СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6
РФ, 142002, Московская область, г. Домодедово, мкр. Западный ул. Текстильщиков,13б, тел.: (496 79)5-46-09 факс: (496 79)5-46-09 Е-mail: dom111-06@list.ru
Проектирование
в учебном процессе
начальной школы
(выступление на педагогическом совете)
Моризенова Н. К.
Стремление учителя начальной школы использовать технологию проектирования в образовательном процессе предполагает понимание масштаба деятельности в контексте технологии и её ключевых аспектов.
Что такое проект? Проект - от латинского — projectus. Его буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких
по смыслу значений:
— совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
— предварительный текст какого-либо документа;
— какой-либо замысел или план.
Для чего нужны проекты?
Отличительной чертой современного постоянно развивающегося мира – мира высоких технологий является его «все пронизывающая проектность».
Проектирование стало стилем жизни.
Успешность в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:
- определить цель или проблему;
- найти и привлечь необходимые ресурсы;
- разработать план действий и распределить время;
- осуществить запланированное;
- оценить, насколько удалось достичь поставленной цели, что не
получилось и почему.
Последовательность работы над проектом имеет четко разграниченные стадии, по которым как по ступенькам ученик в сотрудничестве с учителем поднимается от идеи к результату, развивая свои способности и расширяя возможности.
Почему работает проект?
Проект в начальной школе – это высокоэффективный способ обучения детей, который предполагает высокую учебную мотивацию, межпредметную интеграцию и получение учащимися очевидного результата своей активной целенаправленной деятельности.
Работа над проектом и его представление позволяет ребёнку увидеть и продемонстрировать свой прогресс окружающим.
Проект - не только средство обучения. Это путь к развитию интеллектуальных способностей и общечеловеческих качеств, совершенствованию физических и моторных функций, развитию социальных навыков и навыков самоорганизации, формированию независимости и самостоятельности суждений, возможность использовать полученные знания и опыт в реальных жизненных ситуациях.
Что требует проектная деятельность от учителя и от учащегося?
Учебный проект для учителя:
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Учебный проект для учащегося:
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя и развивая свои возможности;
- это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать окружающим достигнутый результат;
- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер (связан с реальными жизненными ситуациями), имеет важное прикладное значение, а главное, интересен и значим для самих открывателей.
Какова структурная логика учебного проекта?
Можно выделить пять этапов разработки учебного проекта (по Н.Ю. Пахомовой):
1. Инициирующий - определение проблемы, мотивация к исследованию, постановка целей и задач
2. Основополагающий - планирование действий по решению проблемы, определение вида продукта и сроков презентации, определение ресурсов, выбор критериев оценивания результата, распределение ролей, формирование навыков и умений
3. Прагматический - исследовательская деятельность детей, поиск и представление информации
4. Заключительный - оформление проекта, изготовление продукта, анализ проекта, оценивание своей роли, анализ достижений
5. Итоговый - презентация готового продукта, коллективная оценка результатов проекта.
Как оценить проект?
Одной из особенностей работы над проектом является само оценивание и взаимооценивание по критериям.
Критерии оценивания разрабатываются вместе с детьми в процессе обсуждения и должны включать в себя:
• аргументированность выбора темы,
• значимость выполненной работы,
• выполнение принятых этапов проектирования в соответствии с временными рамками,
• степень завершенности,
• материальное воплощение (исполнение),
• заинтересованность проблемой проекта (понимание).
Оценивать процесс и результаты проектной деятельности учащихся помогают индивидуальные Портфолио, дневники, участие в конференциях и презентациях.
Презентации помогают учащимся развивать навыки аргументированного выступления перед аудиторией, демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска решения, представлять найденное решение, проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, определять перспективу.
Необходимо помнить, что метод проектов требует от учителя:
- высокого мастерства,
- умения работать в соответствии со сложившейся ситуацией,
- организовывать и направлять различные виды деятельности детей,
- в совершенстве владеть проектной технологией.
© 2018, Моризенова Наталья Константиновна 321