СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы в преемственности обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования, которые, в общем-то, всегда существовали в системе образования, в условиях реализации ФГОС начального школы приобрели совершенно иной характер. Сегодня мы рассматриваем эти проблемы в прямом соответствии с требованиями госстандартов.

Понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это непосредственная связь между различными ступенями развития. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Программы детского сада и начальной школы, конечно же, отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. Программа же начальной школы главной целью сегодня ставит не только обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению), но и целому комплексу метапредметных, надпредметных умений. Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под стиль учителя, а учитель, подстраивает и согласовывает приемы и методы своей деятельности с познавательным стилем ребенка.

Чтобы дать первоклассникам возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не велика. А ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, а главное, желание учиться.

Поскольку наш детский сад переместился на территорию школы, в плане общения стало намного лучше: у нас многие мероприятия проводятся совместно, практически вместе.

В нашей школе до введения ФГОС традиционно проводился совместный семинар учителей начальной школы и воспитателей детского сада: проводились открытые уроки, занятия и их обсуждения. Делались какие-то выводы, рекомендации, но проблемы преемственности оставались, в корне дело не менялось.

По мере того как шла реализация ФГОС начальной школы обозначились, обострились многие наболевшие проблемы по подготовке ребенка к школе. Новые стандарты требуют формирования у дошкольника готовности к школьному обучению не только на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. требуют наличия сформированности у ребенка конкретных умений учиться, психологической готовности ребенка к школе (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»).

Такой подход к решению проблемы кажется проблематичным для детского сада, поскольку в дошкольной педагогике до этого особо не акцентировались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка. Главное заключалось в уходе и присмотре за детьми в общем.

Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Формирование УУД предполагает развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных умений, которые, вообще-то, должны просматриваться и отслеживаться на каждом этапе урока.

Во-первых, должна быть мотивация к уроку в целом, вызванная определенным интересом, зачином в начале урока (а для этого дети должны уже владеть элементарными психическими навыками: уметь слушать, уметь концентрировать свое внимание и т.д.).

На остальных этапах урока, н-р, на этапе введения в тему, актуализации знаний и т.д. ученики должны уметь делать сравнения, дать оценку, осуществить небольшой самоанализ своей деятельности в учебном диалоге (регулятивные умения). На всех этапах урока дети должны делать собственные выводы, строить суждения (коммуникативные умения), владеть монологической и диалогической речью.

Речь является показателем развития ребенка. Грамотная устная речь ребенка – это залог грамотной письменной речи. В этом плане большое затруднение вызывает то, что многие дети имеют речевые проблемы, проблемы логопедического характера.

Первоочередными проблемами определены следующие:

  1. Поиск новых способов, механизмов обеспечения преемственности ступеней дошкольного и начального общего образования.
  2. Проблемы развития базовых компетентностей и интегративных качеств воспитанников детского сада; подготовка портфолио выпускника детского сада, где должны быть даны все характеристики ребенка в соответствии с требованиями госстандартов.
  3. Социальное партнерство в решении вопросов непрерывности развития и образования ребенка (взаимодействие педагогов ДОУ, школы и родителей).

28.05.2015 08:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!