СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемные ситуации на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы:  Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

         Актуальным в процессе образования является создание проблемных ситуаций на уроках, так как  данная образовательная технология реализует компетентностный  подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

 Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах.  Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что “начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация”.

Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

A) учитель сам ставит и решает проблему;

Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся;

B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;

Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).

  Педагогическая  практика показывает, что возникновение проблемной ситуации  и  ее  осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. 

Например урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

Пример 1.

- Что   это? (Читает загадку о собаке)     - Это   собака.

- Составьте   с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не   умещалось на одной строке).         Наблюдаем,   что слово на строке не помещается.

- Что   же мне делать, ребята?       - Надо   перенести.

- А   что значит перенести?  - Одну   часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

Задание   на новый материал: - Помогите   мне перенести слово «собака».  Работайте в парах.       

Пары   добавляют знак переноса в слово «собака» на своем листе.

Проверка   задания:

- Посмотрим,   что вы предлагаете.        Видим   варианты:  соб-ака      соба-ка       со-ба-ка      собак-а       (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

- Задание   было одинаковое для всех?  -   Одинаковое.

-   А как вы его выполнили? -   По-разному. (осознание противоречия)

-   Почему так получилось?  Что вы не знаете?        -   Как надо переносить слова. (формулировка   темы)

Пример 2:  Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)     - Посмотрите на два столбика слов на доске  

На доске: мяч                                 дочь

                 шалаш                               печь

                камыш                               мышь

-Что заметили общего?         - В каждом столбике имена существительные, которые   заканчиваются на шипящий согласный.

- В чем различие?        В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого   знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема - Значит, какая сегодня будет  тема урока? (Фиксирует тему).  Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Пример 3: Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные в корне  слова»

– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)   Весть, вестник, известный, известно.

– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

- Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? (Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)

Пример 4: Урок русского языка по теме «Понятие об окончании и основе слова»

На слайде появляется заготовка предложения.     Мам_ слушает дочк_.

Задание. Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?

Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.

Мама слушает дочку.      Маму слушает дочка.

– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

(Разные буквы на конце слов мама и дочка.)

Мама и маму – это одно и то же слово или разные? (Вспомните, что обозначают эти слова. Это одно и то же слово.)

– А дочка и дочку?

– Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая-то их часть.)

– Как называется эта изменяемая часть слова?  Ученики высказывают предположения.

 УМК «Школа 2100»,  по которому я работаю, помогает мне обеспечивать проблемное обучение, и  составлены таким образом, что в них содержится достаточно материала и для создания проблемных ситуаций и для вариантов поиска решения.

 Основой для работы в этом направлении служат задания учебника «Давай подумаем», «Выскажи предположение», «Какое противоречие вы заметили?» в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других  и с текстом учебника. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.   Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.

11.01.2015 10:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!