© 2015, Логунова Елена Александровна 1156
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня благодаря использованию новейших информационных технологий, у людей происходит разрушение целого комплекса способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления (например, способностей рефлексии, способностей проблематизации и самоопределения, способностей целеполагания и т.д.). Формирование привычки к быстрому получению информации по поводу заданных и даже еще не заданных вопросов, а также привыкание к тому, что эту информацию можно постоянно обновлять и микшировать, отказываться от глубокого анализа проблем и свыкание с тем, что их всегда можно закрыть и «снять», составив самое общее представление о них, но так и не изучив. Все это резко снижает интеллектуальный потенциал общества и отучает его от культуры работы с теоретическим учебным материалом. Вымывание, вычеркивание из пространства информационно-коммуникативной среды, вопросов, требующих медленных режимов работы, теоретического мышления и выработки личностного знания, приводит к тому, что теоретическое знание, которое все еще пытается культивировать школа, оказывается в обществе невостребованным.
Все это уже начинает сказываться на результатах учащихся наших школ. Так, результаты исследования PISA обозначили дефициты российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.
Не исключение и результаты учащихся нашей школы.
В 2007 - 2008 учебном году на базе 9 «А» класса была создана муниципальная экспериментальная площадка, в рамках которой реализовался проект «Выпускник основной школы с высокой успешностью с выраженной интеллектуально-личностной направленностью на определенный тип учебных предметов». Цель проекта выражалась в развитии личности ребенка на основе совместной продуктивной и творческой деятельности учителя и ученика.
Была проведена диагностика уровней сформированности учебных действий, которая показала следующие результаты:
Результаты диагностики вывели на понимание необходимости формирования УУД.
Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями.
Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:
На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.
Однако, очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.
На основе противоречия можно сформулировать проблему:
Идея, которую я реализую в своей деятельности, заключается в проблематизации процесса обучения, что, с моей точки зрения, будет способствовать формированию и развитию УУД.
А особенно таких, как
Цель деятельности:
включение в процесс обучения проблемных ситуаций, способствующих его проблематизации, и обеспечение формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий.
Задачи:
Теоретическая база опыта
Проблематизация является характеристикой проблемного обучения. Теоретические основы проблемного обучения разработаны в трудах Л.И. Лернера, А.М. Матюшкина, М.А. Махмутова, В.В. Краевского, А.В. Хуторского. В трудах школы Ю.В. Громыко идея проблемного обучения нашла продолжение в разработке метапредмета «Проблема».
Проблематизация, как никакая другая техника, строится на использовании возрастной составляющей, — поскольку человеку, который осуществляет проблематизацию, необходим жизненный опыт для того, чтобы иметь интуитивные внутренние критерии того, что очевидно, правдоподобно, а что сомнительно; изнутри данной общественной системы представлять:
Очень важно при этом осознавать, что жизненный опыт подобного типа не имеет никакого отношения к календарному возрастному опыту.
Основное в проблемном обучении — создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову)
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)
Способы создания проблемных ситуаций основаны на характере противоречия, возникающего в процессе учения:
Четыре уровня проблемности, выделенные в работах Лернера, позволяют выстроить на их основе процесс обучения от простого к сложному, от постановки проблемы учителем до самостоятельной постановки проблемы.
Несомненные плюсы проблемного обучения в том, что:
© 2015, Логунова Елена Александровна 1156